ФОТО: Каунас, Литва. Молодые люди, впоследствии присоединившиеся к партизанам: Yad Vashem.
Опубликовано: Лента.ру. 02.06.2015.
В Общественной палате России прошел круглый стол «Евреи в Великой Отечественной войне: вклад в победу», соорганизатором которого выступил Фонд поддержки и развития еврейской культуры, традиций, образования и науки. В ходе мероприятия выступили с докладами и дали свою оценку событиям военного времени представители еврейского сообщества, армянской джавакхской и татарской общин, а также Республики Южная Осетия. «Лента.ру» записала основные тезисы круглого стола.
О евреях в советской армии и разведке
Аарон Гуревич, руководитель Департамента Федерации еврейских общин России по взаимодействию с вооруженными силами, МЧС, правоохранительными учреждениями и ветеранскими организациями России:
По закону еврейской морали, каждый из нас может достичь предельных высот духа, освятив имя всевышнего, — пожертвовать собой ради спасения других. Поэтому подвиг советского солдата — это дело «высшего порядка», которое было направлено на спасение людей от носителей идеологии, которая не подразумевала существования с ними на равных каких-то других национальностей и рас.
Свой вклад евреи внесли не только на полях сражений, но и в развитие военной промышленности, кадровой политики. В самой Красной армии воевали 500 тысяч евреев, из них 200 тысяч пали в боях и 80 тысяч в качестве военнопленных были расстреляны в лагерях. В процентном отношении к численности каждой национальности, принимавшей участие в действиях Великой Отечественной войны, евреи, награжденные, орденом Героя Советского Союза, занимают третье место.
По данным Главного управления кадров Наркомата обороны СССР, на 5 октября 1942 года среди 185 тысяч 113 человек, награжденных орденами и медалями, было 5163 еврея, то есть они (в относительном исчислении) занимали 4-е место среди всех национальностей Советского Союза.
ФОТО: Антон Цветков / Общественная палата РФ.
Если смотреть на то, кто возглавлял управления во фронтах, то понятно, что советское руководство больше доверяло евреям в контрразведывательной деятельности, поскольку они были бескомпромиссны в отношении коллаборантов и всех тех, кто запятнал себя сотрудничеством с гитлеровцами.
Разведка в СССР в предвоенное время представляла собой плачевное зрелище — к 1938 году практически все кадры были уничтожены, в том числе имевшие опыт нелегальной работы. Советская разведка состояла из трех компонентов: разведка госбезопасности, у истоков формирования которой стояли евреи, разведывательное управление Генерального штаба (ГРУ), а также отдел международных связей Коминтерна, который возглавлял до 1934 года Иосиф Пятницкий.
Если говорить о военной разведке, то необходимо отметить, что Семен Урицкий, который до 1938 года возглавлял Разведывательное управление РККА, был фактически основоположником сегодняшнего ГРУ. Все руководители этих отделений были расстреляны в 1938 году. Кроме того, руководители зарубежных резидентур и агенты-нелегалы были вызваны в Москву и казнены. Поэтому к войне в части аналитики разведка в итоге была подготовлена очень слабо.
В то же время выжившие после чисток разведчики-евреи сумели сохранить единственную сеть нелегальной агентуры в странах Западной Европы, которую нередко называют «Красной капеллой». Все пять разведывательных групп агентуры возглавляли евреи, они знали много языков и имели европейское образование.
В январе 1941 года в Париже была создана фирма-прикрытие «Симекско», а единственная агентурная сеть, которая работала до ареста в 1942 году, была той самой «Капеллой». Кроме того, один из резидентов берлинской разведки Бертольд Ильк завербовал полицейского комиссара Лемана, который впоследствии служил в гестапо и имел высокий чин. Именно он послужил одним из прототипов Штирлица.
Деятельность этой «Красной капеллы» серьезно встревожила Гиммлера и самого Гитлера. Вальтер Шелленберг, руководитель военной разведки Третьего рейха, говорил так: «Гитлер приказал покончить с русским шпионажем в Германии и на оккупированных территориях». А генерал Судоплатов в своих мемуарах отметил, что «русскими именами называли евреев в ВЧК-ОГПУ-НКВД, чтобы не привлекать внимания русских информаторов к еврейскому происхождению их шефов». Но в конечном итоге в этой войне евреи были поставлены в специфические условия: если не победа, то полное уничтожение. И тут вариантов для них практически не было.
О вкладе евреев в промышленность Средней Азии в военное время
Андраник Дереникьян, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Республике Таджикистан:
Большое значение имеет подвиг всего советского народа и евреев как его части в тех процессах, которые шли в экономике страны в предвоенный и военный периоды. Например, около 25 процентов преподавателей средних школ Средней Азии были евреи. Из европейской части страны после начала войны в короткие сроки было эвакуировано около 1,5 тысячи предприятий. На тех предприятиях, которые были эвакуированы в Среднюю Азию, число технических специалистов еврейской национальности, которые обеспечивали эвакуацию, монтирование, запуск предприятий вплоть до 1945 года, достигало 50 процентов.
О вкладе самарской еврейской общины в оборонную промышленность в период войны
Моше Эстрин, главный раввин Самары и Самарской области:
Когда мы говорим об участии евреев в оборонной промышленности, здесь цифры вызывают много вопросов о том, как это может быть и почему, ведь это было непропорциональное явление. Хотя во время революции и Гражданской войны все общины пережили определенные изменения и разрушения традиционных отношений и профессий, евреи пережили особенно сильные потрясения. Это было связано, во-первых, с тем, что начиная с конца XIX века еврейская молодежь на местах испытывала тяжелейший гнет со стороны окружающих. Были суровые дискриминационные законы по отношению к тем, кто хотел получить образование. Все это привело к первой массовой еврейской эмиграции из тогда еще царской России и позднее уже при советской власти.
С другой стороны, огромное количество еврейской молодежи хлынуло в вузы. В период с 1939 по 1941 год еврейская община в России увеличилась почти вдвое. По переписи 1939 года в советской России проживали около трех миллионов евреев, но в предвоенное время еврейское население увеличилось почти на два миллиона за счет евреев из Западной Украины, Белоруссии, Молдавии и Прибалтики.
Грамотность евреев по еврейскому языку в те годы была близка к стопроцентной. Грамотность евреев по другим языкам тоже была достаточно высокой. И поскольку советская власть отменила все ограничения, которые были в царской России на образование, евреи стали чувствовать себя полноправными участниками строительства советского государства, а молодежь хлынула в вузы и промышленность.
Когда после разгрома в 1941 году в СССР появилась потребность в восстановлении центров военной промышленности, ради спасения страны требовалось буквально в считаные дни построить новые заводы. И данные о роли евреев в этот период превосходят воображение. Историк Леонид Миненберг указывает, что в 1941-1945 годах 40 процентов директоров и главных инженеров заводов были евреи. В металлургической промышленности эта доля составляла 33 процента, в производстве артиллерийского и стрелкового вооружения — более 20 процентов, в тяжелом машиностроении — 12 процентов, в производстве боеприпасов — 15 процентов. 180 тысяч работников промышленности были еврейской национальности. Около 300 евреев удостоены высшей награды того времени за научные и технические достижения — Сталинской премии, что составляет около 18 процентов всех награжденных.
Самара (Куйбышев) в годы войны благодаря своему уникальному расположению, близости к транспортным узлам, наличию важной водной артерии, стала центром приема еврейских беженцев (здесь находилась довольно крупная еврейская община). Кроме того, уже в августе 1940 года, предчувствуя войну, советское правительство принимает решение о строительстве в Куйбышеве военных заводов. Специально для этой цели было образовано особое управление строительства НКВД и создан рабочий поселок, рассчитанный сначала на 150 тысяч жителей. В целом же население города за годы войны возросло со 150 до 600 тысяч человек.
15 октября 1941 года Государственный комитет обороны принял решение о создании в Куйбышеве по сути запасной столицы. Причины этого — близость к фронтам и одновременно прямое сообщение с Уралом, Дальним Востоком, Средней Азией. В город начали перемещаться члены ЦК ВКП(б), совнаркомов, президиумов Верховного совета, наркоматов, дипломатических миссий, партийные руководители, деятели культуры. Сюда же был эвакуирован Еврейский антифашистский комитет, организовавший в годы войны круглосуточное радиовещание из Куйбышева на все страны мира на идише.
Всего в город было эвакуировано более 40 крупных предприятий и военных заводов, директорами некоторых из них также были евреи. В частности, именно здесь на авиационных заводах №1 и №18 серийно производился штурмовик Ил-2.
К сожалению, за последние десятилетия в России появились десятки сочинений, которые всячески обесценивают военную составляющую истории советских евреев. Их участие в промышленности подтверждено многократно документально. Так, Марк Штейнберг писал в своей книге: «Среди бытовых антисемитов распространено высказывание, что евреи, дескать, «воевали в Ташкенте». Это, конечно, злобная ложь. Но если быть действительно точным, то справедливо было бы сказать, что евреи, наряду с активностью на фронтах, воевали и на Урале. Наиболее решающим вкладом в Победу является именно этот фронт». И евреи Куйбышева на этом фронте внесли свой во многом решающий вклад.
О евреях Южной и Северной Осетии в период войны
Дмитрий Медоев, чрезвычайный полномочный посол, бывший посол Республики Южная Осетия в России:
Цхинвальские евреи, как и местные осетины, грузины и люди других национальностей, сыграли важную роль в победе. В Южной Осетии в те годы при населении около 90 тысяч человек 20 тысяч призывников ушли на фронт, половина из них не вернулась. Число жителей Северной Осетии было больше — оттуда на войну ушли 80 тысяч человек.
Для малочисленных народов это очень большие цифры, из некоторых семей не вернулись по шесть-семь братьев. Здесь, как по всему бывшему Союзу, не было ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Героями Советского Союза стали 34 осетина.
Говоря о цхинвальских евреях, стоит отметить, что основная их часть переселилась сюда после отмены крепостного права в 1861 году. Часть из них выбрала город Цхинвале как наиболее стабильное место для жизни. С самого появления здесь еврейской общины евреи стали неотъемлемой частью хозяйственной, культурной жизни города.
В 1891 году на территорию современной Южной Осетии для сбора средств на образование приехал ашкеназский раввин Авраам Хволес. Здесь он основал школу и синагогу, преподавал европейскую еврейскую философию грузинским евреям. Его внук Александр Хволес был активным участником Великой Отечественной войны.
В те времена органы НКВД и военные комиссариаты, особенно это касается Грузинской ССР, целенаправленно искажали фамилии, имена, отчества, места проживания, национальности цхинвальских евреев. Сегодня установить точное количество тех из них, которые участвовали в войне, практически невозможно. Но в еврейской цхинвальской общине было известно, что свыше ста из них пропали без вести.
Стоит упомянуть и грузинское восстание на острове Тексел в Голландии. Там в 1944 году советские солдаты перебили всю немецкую охрану, само же восстание в итоге было подавлено. Среди бунтовщиков были и грузинские евреи, которые находились в очень сложном моральном положении. Оказавшиеся в плену с грузинскими фамилиями и призванные как грузины, они зависели от своих грузинских товарищей, которые могли выдать их происхождение, чего, впрочем, не произошло.
Об ахалцихских евреях
Агаси Арабян, руководитель джавахкской диаспоры в России:
Наши евреи были очень продвинутыми. В то время когда шла индустриализация Грузии, ахалцихские евреи владели 17 мануфактурами именно в Тбилиси, они же построили здесь самую большую синагогу. К сожалению, когда у власти были большевики, евреям не давали работать на руководящих должностях, и по большей части они занимались торговлей и ремеслом.
Сейчас в Ахалцихе осталось примерно 15 евреев, но все равно местная синагога продолжает работать.
Всего в районе насчитывалось около 500 человек еврейской национальности, из них были призваны в армию примерно 70 человек, лишь 12 из них вернулись с фронта. Ахалцихские евреи во время войны, находясь в тылу, всячески помогали местным жителям сельскохозяйственной продукцией. В войне участвовало много грузинских евреев. Однако по их числу не осталось точных данных из-за того, что они также носили грузинские фамилии.
О непрекращающейся борьбе евреев с фашизмом
Юрий Шушкевич, кандидат экономических наук, координатор Ассоциации футурологов России:
Евреи во время войны воевали не просто хорошо, а делали это ярко, дерзко, красиво. Это касается и фронта, и военной промышленности в тылу, где рабочие смены шли по 17-20 часов. Их вклад в победу говорит о том, что это не было связано с простой боязнью попасть в жернова гитлеровской машины уничтожения, а с видением прекрасного будущего, ради которого и стоило воевать.
Гитлеровский концепт оптимизации человечества путем уничтожения целых наций и превращения других в недочеловеков, врагов — это не было исторической случайностью, помешательством ненормального человека. Видимо, это было определенное воплощение идеи и практик, которые актуальны и по сей день. И евреи были среди тех, кто уже тогда пытался противостоять этим губительным тенденциям.
См. также
[***] КРУГЛЫЙ СТОЛ. «Евреи в Великой Отечественной войне: вклад в победу». Общественная палата РФ, 27 мая 2015 г. // ФПРЕКТОН. 22.05.2015.
http://jewishfund.ru/jewishfund-ru-27-05-2015/
[***] Победа была одержана всем многонациональным народом. В Общественной палате РФ состоялась конференция «Евреи в Великой Отечественной войне: вклад в победу» // Общественная палата РФ. 27.05.2015.
http://jewishfund.ru/oprf-ru-27-05-2015/
[***] ФОТО. Круглый стол «Евреи в Великой Отечественной войне: вклад в победу», ОП РФ 27.05.2015 (18 фото) // Фейсбук Антона Цветкова. 27.05.2015.
http://jewishfund.ru/oprf-ru-31-05-2015/
[***] Круглый стол «Евреи в Великой Отечественной войне: вклад в победу» в Общественной палате РФ // Горско-еврейское телевидение. 29.05.2015.
<iframe src=»http://www.youtube.com/embed/L_23EHH6WLM» width=»560″ height=»315″ frameborder=»0″ allowfullscreen data-link=»http://www.youtube.com/watch?v=L_23EHH6WLM«></iframe>
http://www.youtube.com/watch?v=L_23EHH6WLM
http://jewishfund.ru/stmegi-com-29-05-2015/
[***] В РИСИ обсудили роль духовно-патриотической идеи в победе в Великой Отечественной войне. Михаил Чернов, председатель правления Фонда поддержки и развития еврейской культуры, традиций, образования и науки: «Многие евреи на Украине, поддерживая киевский режим, начинают забывать, что такое нацизм» // РИСИ. 20.04.2015.
http://jewishfund.ru/chernov-risi-16-04-2015/
[***] ДОКЛАД (РИСИ). Роль еврейской исторической традиции в борьбе с нацистами и коллаборантами в Великой Отечественной войне // ФПРЕКТОН. 24.04.2015.
http://jewishfund.ru/chernov-risi-16-04-2015-1/