ЧЕРНОВ Михаил Игоревич, председатель правления Фонда поддержки и развития еврейской культуры, традиций, образования и науки: РИСИ 16.04.2015ФОТО: ЧЕРНОВ Михаил Игоревич, председатель правления Фонда поддержки и развития еврейской культуры, традиций, образования и науки: РИСИ 16.04.2015. http://riss.ru/photos/12271/.

Доклад председателя правления Фонда поддержки и развития еврейской культуры, традиций, науки и образования Чернова Михаила Игоревича (РИСИ 16.04.2015).

Уважаемый Леонид Петрович! Уважаемые участники конференции!

Прежде всего, я бы хотел поблагодарить организаторов мероприятия. Военная традиция, совместная великая Победа 9 мая 1945 года, общая победа над нацизмом – это то «настоящее», что способно объединить и отмобилизовать наши евразийские народы на пути к новым свершениям. Нацизм, неонацизм поднимают голову в Европе. Этого нельзя не замечать, и очень тревожно, что многие евреи на Украине, поддерживая киевский режим, начинают забывать, что такое нацизм. Идет возрождение и легитимация нацизма на «украинском полигоне», возросла угроза нацистского реванша и в Западной Европе. Появляются общественные деятели, которые пытаются возложить ответственность за массовое истребление евреев на «внешние силы», обеляют коллаборантов, или же говорят, что на самом деле погибло не 6 миллионов евреев, а намного меньше, или же отрицают Холокост. Ответственно заявляю: многочисленные родственники моего деда Чернова Валентина Михайловича, целые семьи остались навсегда лежать в Бабьем Яру, убитые немцами и украинскими полицаями. Мне лично этого достаточно, чтобы знать, что Холокост был, чтобы помнить об этом и никогда не простить: ни исполнителям, ни их приспешникам, ни их вдохновителям.

Так получилось, что по еврейскому календарю, на день проведения нашей конференции, 16 апреля, приходится День памяти Катастрофы и героизма европейского еврейства. В еврейском государстве в этот день преимущественно вспоминают Холокост, шесть миллионов убитых в Катастрофе, и случаи отчаянного еврейского сопротивления нацистам в оккупированной нацистами Европе. В Израиле это траурный день.

Наша конференция посвящена другому дню. Дню уничтожения германского нацизма. Праздничному дню. Особо хочу отметить, что очень скоро евреи отметят и другую дату. Не только официальный, отмечающийся как государственный в Израиле праздник 9 мая. По согласованию с авторитетными раввинами по инициативе одного из лидеров российской общины горских евреев Германа Захарьяева, начат процесс включения в еврейский религиозный календарь памятной даты 26 ияра, Дня освобождения и спасения. По еврейскому календарю именно на этот день пришлось 9 мая 1945 года. Это День Победы над нацизмом многонациональной русской советской Красной Армии и ее союзников. Это будет официальная религиозная памятная дата, и память об освобождении от нацизма сохранится среди евреев в веках. На 12-14 мая 2015 года запланирована конференция европейских раввинов в Тулузе во Франции, которая будет посвящена новой торжественной дате.

Теперь перейду собственно к роли еврейской исторической традиции в борьбе с нацистами и коллаборантами.

Во-первых, надо четко понимать, что такое Вторая мировая война и Великая отечественная война для евреев. Нацисты несли еврейскому народу только одно — смерть. Если у других народов СССР в случае победы нацистского рейха были хоть какие-то шансы остаться в живых, хоть на уровне рабов, то евреев кроме тотального уничтожения не ждало ничего. Уничтожение евреев Европы и других государств, потому что нацисты не планировали останавливаться ни на Восточной Европе, ни на Северной Африке. Они должны были выйти к нефтяным богатствам Ближнего Востока, и попутно решить вопрос евреев Британской Палестины, Сирии, Ирака, Ирана. Они планировали и осуществляли так называемое «окончательное решение еврейского вопроса».

Для евреев это была война на уничтожение. Когда речь заходит о такой войне, ответом на это может быть только национальная мобилизация. И такая мобилизация на территории Советского Союза произошла.

Что такое еврейская военная традиция? Говорить о ней довольно сложно. Религиозная составляющая из евреев Советского Союза была в значительной степени вымыта. Традиционного иудаизма и следования религиозным заповедям в СССР как массового явления не существовало. Кроме того, евреев на протяжении как минимум двух тысяч лет было принято считать народом далеким от войны и военного дела. С одной стороны – это правда. Так и было. С другой стороны, военная традиция непрерывно жила в еврейском народе в исторической памяти, памяти о завоевании евреями Ханаана и борьбе с внешними врагами на фоне утверждения единобожия, становления царской власти в Древнем Израиле и т.д.. Все эти события описываются в ТАНАХе (в Библии), изучаются в рамках религиозной традиции. Ежедневно читаются псалмы царя Давида, значительная часть которых посвящена духовным аспектам, связанным с войной и военными действиями, вопросами моральной чистоты и значению морального и нравственного превосходства и чистоты в военном деле. Так что несмотря на то, что военная школа и «боевая форма» народа не поддерживалась, в духовно-религиозном плане военная традиция была непрерывна.

Еврейская же военная практика и еврейская военная традиция в современном, общепринятом смысле, военная школа, изучение военного дела связана в новом мире с эмансипацией евреев и принятии евреями военной традиции государства проживания. В нашем случае речь идет о России и СССР. В Советской России евреи освоили весь спектр военной деятельности. Приведу немного статистики.

В рядах Красной Армии воевало более полумиллиона евреев, из которых 167 тысяч были офицерами и 350 тысяч – рядовыми. В боях погибло более 200 тысяч еврейских солдат и офицеров Красной Армии. В командовании Советской Армии было 92 общевойсковых генералов-евреев, 26 генералов авиации, 33 генерала артиллерии, 13 генералов танковых войск, 7 генералов войск связи, 5 генералов технических войск, 18 генералов инженерно-авиационной службы, 15 генералов инженерно-артиллерийской службы, 9 генералов инженерно-танковой службы, 34 генерала инженерно-технической службы, 6 адмиралов-инженеров. Евреями были 9 командующих армиями и флотилиями, 8 начальников штабов фронтов, флотов, округов, 12 командиров корпусов, 64 командира дивизий, 52 командира танковых бригад. Всего в годы войны в ВС СССР страны 305 евреев в звании генералов и адмиралов, причем, 38 из них – погибли.

В условиях Великой Отечественной войны евреи, как и все другие народы СССР, проявили себя как патриоты своей Родины. Значительное количество офицеров и бойцов евреев хорошо проявили себя в сухопутных войсках во время боёв. Об этом свидетельствует список Героев Советского Союза, среди которых евреи занимают второе место после русских. Звание Героя Советского Союза получили 157 человек. Это 6,83 человека на 100 тысяч населения. . Впереди только русские — 7,66 героев. Причем 45 воинам-евреям звание героя были удостоены посмертно. Четверо евреев совершили подвиг Матросова, закрыв собой вражеский дот, причем один из них, совершил его на год раньше и при этом остался в живых.

Конечно, Великая Отечественная война – была зачастую совсем другой, нежели ее представляла официальная советская историография или кинематограф. Приведу здесь отрывки из воспоминаний советского партизана Леонида Окуня, который начал свою войну в 14 лет (источник http://iremember.ru/memoirs/partizani/okun-leonid-isaakovich/).

«Очень везло тем беглецам из гетто, кто попадал в партизанские отряды, в которых уже было немало евреев, ранее ушедших из гетто с оружием… Больше выживали те, кто вырвался из гетто в сорок третьем году, когда все было ясно, где немцы, где партизаны, где возьмут еврея в отряд, где нет, а где и убьют…

…К осени 1942 года почти все гетто в Белоруссии были ликвидированы немцами, а их обитатели расстреляны, задушены, сожжены живьем… И многие проводники просто выводили людей в леса, где женщины и дети прятались и жили в землянках, погибая от холода, болезней и голода, от полицейской или немецкой, а иногда и от партизанской пули. У каждого выжившего из гетто была своя судьба и своя дорога в лес. Самое страшное ожидало тех, кто самостоятельно уходил из гетто в конце сорок первого и в начале сорок второго года: Из них погибло подавляющее большинство. И не только в партизанских отрядах на поле боя, или во время немецких и полицейских облав и карательных операций… Местное население часто выдавало их немцам, и даже не за обещанный немцами пуд муки или корову.

Даже когда из гетто выходили в леса первые большие вооруженные группы, составленные из молодых комсомольцев и бывших красноармейцев, то из этих групп выживали единицы.
…И сразу после войны, бывшие партизаны в разговорах между собой открыто говорили всю правду, как все было на самом деле. То, что творилось в лесах в Западной Белоруссии в 1942 году, мало кто знает. Ведь «классических советских партизан», которых нам показывали в советском кино, в лесах тогда, в первой половине 1942 года, было не так много. А вот «зеленых» маленьких отрядов, по лесам шастало — до черта.

И уголовники-мародеры, любители вольной жизни, и группы польских националистов, и отряды «окруженцев» махновского толка, и группы беглых пленных, выжидавших, что будет дальше. Если кто-то нарывался на таких «партизан», то его судьба зачастую была плачевной. Убивали на месте. В лучшем случае могли забрать вещи и продукты…

И такое бывало до конца 1942 года в лесах вокруг Минска и западнее его — довольно часто, и даже в 1943 — подобное явление еще имело место. После войны, я наслушался от партизан-евреев, уходивших в леса в одиночку, об их мытарствах по дороге в отряды, и что там в лесах происходило… И если об этом рассказать правду, то ее будет очень страшно услышать… Человеческая жизнь в лесу не стоила и ломаного гроша, тем более еврейская… И это — не голословные заявления. Могу привести много примеров, с указанием фамилий, дат, названий отрядов. Только кому это сейчас надо…

Везло только тем беглецам – в одиночкам, кто попадал на настоящий «советский» партизанский отряд, но и там, никто заранее не мог ничего предсказать… Попадались даже отряды, на треть составленные из бывших полицаев и солдат РОА, перешедших на сторону партизан. Что можно было ожидать от них… Так что, в западных районах Белоруссии, часть партизан спасала евреев, были партизаны, которые сразу убивали евреев, но были и такие отряды, которые относились к евреям и ко всему происходящему с ними – с полным равнодушием. Было все… Еще раз повторюсь, что такое происходило в основном только в западных районах республики. Например, судя по воспоминаниям бывших партизан, в партизанских бригадах, воевавших в витебских и гомельских лесах отношение к бежавшим из гетто было в основном неплохим. Очень хорошо относились к евреям партизаны — сибиряки, которых было немало среди бывших «окруженцев»…

Завершить выступление я хотел бы тем же, с чего начал. К российским евреям начала возвращаться традиция, есть все условия для еврейской религиозной жизни, исполнения заповедей, и в то же время российские евреи интегрированы во все сферы государственного и военного строительства РФ. Нас всех ждут непростые времена и интеграция во все сферы жизни государства, возрождение национального самосознания и традиции, помогут добиться победы над новым нацизмом, если он утвердится в государствах Европы. А такие тенденции, к сожалению, налицо.