В рамках научно-практической конференции по иудаике, состоявшейся 15 декабря в Доме дружбы г. Махачкалы, председатель правления Фонда поддержки еврейской культуры Михаил Игоревич Чернов выступил с докладом «Социально-культурная специфика иудаизма в современной России». Публикуем полный текст его выступления:
«Уважаемые участники конференции!
Иудаизм пришел на территорию нынешней Российской Федерации достаточно давно. Собственно, мы сейчас находимся в Дагестане, древнейшем очаге иудаизма в нашей стране, возможно, еще с танахических времен. На территории России существовали и другие очаги иудаизма, каждый из которых связан как с иудейской культурой и историей, так и с культурой тех цивилизаций, в контексте которой они существовали. Если здесь, в Дагестане, иудеи были частью большого персидского мира, то другой древнейший очаг — в Крыму — неразрывно связан с античным средиземноморским миром. Хазарский каганат, в свою очередь, тесно связан с формированием степных государств. Ашкеназское еврейство неразрывно связано с европейской культурой.
За очень короткий по историческим меркам срок сформировался уникальный феномен советского еврейства, который включил представителей всех еврейских и иудейских групп в государственное строительство, в экономику, в общее культурное пространство, военную и государственную службу. С этим периодом во многом связана и социально-культурная специфика иудаизма в современной России. Кратко обозначу основные моменты:
1. Включенность иудейских общин в жизнь общества, интегрированность во все общественные процессы, проходящие в нашей стране.
2. Плюрализм, с точки зрения религиозных структур, с абсолютным преобладанием ортодоксального иудаизма и ортодоксальных общин. В России действуют несколько централизованных религиозных организаций (ЦРО) как крупных, таких как Федерация еврейских общин России (ФЕОР) или Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР), так и небольших, как Централизованная религиозная организация иудейских общин Республики Дагестан.
Особо хочу отметить работу ЦРО иудеев Дагестана. Мы считаем, что в нынешних условиях созрела необходимость для объединения потенциала горских, кавказских общин в целях реализации культурных проектов, программ межкультурного и межрелигиозного диалога, исследовательской и научной деятельности. Особая роль горского еврейства в целом и дагестанского еврейства в частности связана с тем, что Россия в силу политических условий в будущем в значительной степени переориентируется на экономическое, культурное сотрудничество с Азией. Это долгосрочный тренд, которые обуславливает изменение роли горско-еврейских общин при реализации совместных российско-азиатских проектов, продвижении связей с мусульманским миром в целом.
На сегодняшний день социокультурная специфика такова, что многие небольшие общины горских евреев могли бы выступить совместно и нуждаются во взаимопомощи при реализации культурных и исследовательских проектов. Свидетельство значимости этих общин – недавняя встреча в г. Пятигорске полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Юрия Чайки с лидерами еврейских общин региона. Основной темой обсуждения стала деятельность лидеров иудейской конфессии на Северном Кавказе по укреплению духовно-нравственных ценностей. Юрий Чайка высоко оценил их работу в этом направлении: «Мы знаем, какой вклад вы вместе с представителями православного и мусульманского духовенства вносите в эту работу, и высоко его ценим».
Также свидетельство значимости общин горских евреев в текущих обстоятельствах – предпринимаемые совместные усилия с Министерством по национальной политике и делам религий Республики Дагестан по укрепления межрелигиозного согласия в регионе, а также, собственно, недавние декабрьские мероприятия нашего Фонда, состоявшиеся при активном участии представителей Муфтията республики и Миннаца РД на площадке Дагестанского гуманитарного института в рамках проекта «Инициатива Юлиуса и Этель Розенбергов «Ценность мира»». Мы убеждены, что позитивный опыт еврейских общин Республики Дагестан должен транслироваться и на другие еврейские общины, как на Северном Кавказе, так и за его пределами».