Кантемер-Умеров Энвер Айдерович
заместитель председателя РОО «Къырым бирлиги»
Характер данного круглого стола, который по ряду вопросов приближается к научному мероприятию, характеризует и предстоящие мероприятия фонда. Рассматриваются вопросы межнациональных, межэтнических отношений, этногенеза народов Крыма, а также все, что связано с культурой, «взаимопроникновением культур», как заявлено в теме нашего круглого стола. Все эти темы чрезвычайно интересны. Они мало изучены и требуют научного внимания и частого обсуждения: меняются не только внешние и внутренние условия, в которых мы живем, меняются объемы знаний и опыта, которые нам доступны. В результате это может привести, во-первых, к уточнению многих вопросов, а во-вторых к снятию напряженности при обсуждении ряда тонких вопросов межнационального характера, на которых всегда кто-то пытается сыграть, в том числе и в Крыму.
Я хотел бы вернуться к теме нашего круглого стола. Говоря о взаимопроникновении культур, хотел обратить наше общее внимание на то, что Крым чрезвычайно этнически многообразен. По своей уникальности он отличается практически от всех регионов России. Несмотря на то, что в целом Крым воспроизводит по своему составу российское общество, уникальность полуострова состоит в том, что на протяжении многих веков Крым оставался достаточно стабильным регионом: проявляется взаимопонимание и взаимодействие между теми сообществами, народами, которые здесь проживают. Примером тому является вся история Крыма, в том числе и на современном ее этапе. Благодаря такому устоявшемуся взаимопониманию и взаимодействию Крым остался стабильной точкой несмотря на то, что является южной границей дуги от Калининграда до Крыма, которая разогревается для того, чтобы вызвать нестабильность в регионе. Что касается взаимопроникновения наших культур, то я хотел бы сказать, что оно отличается многообразием и проявляется в том числе в межрелигиозных отношениях: у нас все значимые религиозные заведения находятся практически в одном месте, — на небольшом клочке земли рядом стоят все храмы. На любых мероприятиях духовного плана, которые происходят у мусульман, в частности у крымских татар, все начинается с того, что вспоминаются все пророки от первого до последнего — последним считается Мухаммед, а первые все пророки имеют отношению ко всем религиям, в том числе и к иудейской религии, с которой все начиналось.
Имеет место взаимопроникновение культур и на бытовом уровне. Можно привести пример времен Великой Отечественной войны. Многие евреи спаслись во время оккупации Крыма не только потому, что их прятали люди разных национальностей, в том числе и крымские татары, но и потому, что они выдавали себя за тех же крымских татар, имея достаточно схожую идентичность, включая знание ремесел, быта и хозяйства, которое те вели.
Ну и, конечно, есть взаимопроникновение языков. Сейчас мы говорим на русском, но в довоенном Крыму все знали языки друг друга. И, приходя по бытовой причине поругаться с соседом, пришедший ругался на том языке, чью национальность представлял сосед. Не говоря уже о свадьбах и других мероприятиях, связанных с межнациональным общением.
Это основа, которая характеризует «крымскую модель». Крымчане независимо от национальности проявляют патриотизм, и человек, который прожил на полуострове достаточно долгое время, воспринимает весь Крым именно с таких позиций и не имеет морального права вносить раздор в крымское сообщество. Все те аспекты, которые мы сегодня обсуждаем, мы должны поддерживать, исследовать и изучать. Причем с точки зрения того, что исторический опыт Крыма мог бы стать моделью развития для всей России. В момент воссоединения с Россией из уст президента прозвучала идея о том, что Крым может стать моделью новых общественных отношений, и если мы сумеем использовать опыт других регионов, народов и взаимоотношений, то мы смогли бы лучше, чем в других местах, реализовать данную модель общественного устройства. В том числе и важную миссию — создать гражданское общество, ответственное за то, что происходит. Я думаю, что такая возможность у нас есть, и все это может быть осуществлено.