ФОТО: БАХРЕВСКИЙ Евгений Владиславович, тюрколог, заместитель директора НИИ Культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева; ХИЗРИЕВА Галина Амировна, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ, учрежден Президентом Российской Федерации); ГРИДЧИНА Анастасия Сергеевна, заместитель руководителя РОО Украинской Общины Крыма.
Хизриева Галина Амировна
старший научный сотрудник Российского института
стратегических исследований (РИСИ)
Я бы хотела сделать небольшое вступление. Во-первых, спасибо предыдущим докладчикам за то, что они подготовили почву для моего выступления, потому что речь в нем пойдет о стратегическом для страны регионе. Это Крымско-Кавказский и Каспийско-Черноморский регион, который я рассматриваю как единый. И на Кавказе, и в Крыму происходили приблизительно одинаковые события. И там и там примерно равная полиэтничность. Если мы упомянули, что в Крыму проживает 200 национальностей, то представляете, сколько их на Кавказе: представлены все религиозные конфессии, языковые группы. Евреи также являются коренным населением Южного Дагестана. В российском законодательстве вообще нет понятия «некоренные народы». Все народы России считаются коренными, чтобы не было по этому вопросу спекуляций и других размышлений.
В ходе предыдущих выступлений был затронут вопрос о непростой судьбе евреев в Крыму. Это, честно говоря, показалось мне непривычным, потому что мы привыкли все время говорить о страданиях в основном крымско-татарского этноса. Наверное, потому, что это достаточно многочисленный в Крыму народ, который себя позиционирует более ярко. Но в разные годы и разные времена иудейские общины Крыма подвергались различным мерам воздействия, в том числе и вполне намеренному уничтожению, и назвать безоблачной жизнь остальных народов в этом очень важном регионе, который является нервом для мировой политики, нельзя. Все народы здесь приблизительно одинаковы. Только когда я начала ездить в Крым со своими небольшими этнографическими экспедициями, то мой знакомый, который здесь присутствует, показал мне в Ялте памятник, посвященный жертвам Второй мировой войны. Там было написано: «Ялтинцам, жертвам Второй мировой войны». Зайдя за этот памятник, я увидела там менору, и стало совершенно понятно, каким жертвам поставлен этот монумент. Просто это дело никогда не афишировалось, и об этом никогда не говорилось. Когда я стала интересоваться вопросом больше, с учетом моего интереса к таким малочисленным группам, то трагедия иудейских общин Крыма предстала в своем полном потрясающем свете и трагизме. И я очень рада, что дожила до такого дня, когда эта тема обсуждается в российском пространстве, и, я надеюсь, с нашим российским ресурсом она будет звучать по–настоящему красиво, правильно и заслуженно отмечаться. Спасибо Михаилу Чернову за то, что он эту тему поднимает и начал работу своего фонда именно с этой проблематики.
Я занимаюсь в основном мусульманами, и в данном случае речь пойдет о тюркских народах. Поскольку РИСИ, в основном, занимается проблемами, связанными с внешнеполитическими вопросами, мне бы хотелось сказать несколько слов о диаспорах, в частности диаспоре крымских татар в Турции. На ряд диаспор опираются враждебные России силы, но на некоторые они опереться не могут. Вы будете, наверное, очень удивлены, если узнаете, что антироссийские силы с трудом опираются на крымских татар, выехавших в Турцию после 1917 года в результате Гражданской войны и неприятия Октября 1917 года. Крымско-татарская община, по сути, является одной из самых заинтересованных в процветании Крыма общин Турции. Вопреки устоявшемуся мнению очень многие диаспоры в Турции наших коренных народов России проявляют, в условиях очень сильного политического давления, такой патриотизм. Иудейские общины тоже здесь не исключение.
Кстати, когда мы говорим о патриотизме, в частности, крымских татар, мы ничего не знаем о том, что существует целое кинематографическое направление в Турции. Если кто-то из вас смотрел огромный сериал «Курт Сеит и Александра», то вы увидите, как там точно передан имперский быт, как тонко передана чувствительность по отношению к тому, что было утрачено и потеряно. Намного точнее, чем показывают нынешние российские фильмы, показана культура Российской империи, отношения между людьми. Потому что они воссозданы людьми, которые несли память об этом многие годы и не были задеты ломкой самосознания, которая произошла с крымскими татарами во время депортации и настроила их соответствующим образом против государственной власти, какой бы стороной она к ним ни поворачивалась. И это, наверное, в какой-то степени справедливо.
В Турции сегодня проживают и представители народов Кавказа, которые не забыли о своих корнях: не только тюрко-язычные, но и адыгоязычные, и представители дагестанских народов. Это и аварцы, которые и в Крыму живут, лакцы, и другие. При этом многие стремятся вернуться, хотя до недавнего времени жизнь в Турции была гораздо легче, приятнее и спокойнее, чем она была в России с 90-х годов.
Это, конечно, не означает, что угроз с турецкого направления нет. Такие угрозы возникли еще в период холодной войны, когда разрабатывались планы Карачаево-Балкарской конфедерации, Кумыкско-Ногайской республики, Тувинско-Хакасской конфедерации… Был проработан вопрос среднеазиатских народов, проекты Кавказского общего рынка, международного Кавказского инвестиционного банка, Кавказского арбитражного суда, Кавказского дома… Последний новомодный проект — Меджлис народов Северного Кавказа. Видимо, выделено определенное количество денег на раскачку ситуации, но эта тактика сейчас буксует: то ли денег мало, то ли задор не тот, но работа потихоньку идет. В начале 90-х годов после распада СССР от высокопоставленных чиновников Турции можно было услышать речи о помощи дружественным народам Северного Кавказа. Но вскоре турецкое руководство стало избегать каких-либо официальных заявлений по этому поводу. Но это не значит, что работа не велась. Например, некоторые политические партии до сих пор лелеют идею создания Великого Турана, как то «Партия Великого Союза», «Партия Националистического движения», которая входит в турецкий парламент. Руководство страны продолжает использовать спецслужбы для достижения необъявленных, но поставленных целей.
Несколько моментов, связанных с турецкой разведкой. В СМИ не раз просачивалась информация о связи турецкой разведки с экстремистами. Утверждается, что МИД не только симпатизирует националистической группировке «Серые волки», но и активно их использует в различных спецоперациях. Были детально разработаны разные варианты маршрутов, поставки грузов в Чечню по земле, воздуху и морю. После того как Советский Союз развалился, тот же Дагестан стал открыт на несколько внешних направлений. Открылись границы России со стороны моря, с Азербайджаном и Грузией. Через Грузию пошло много товаров, живой силы, иного трафика. Оружие и боеприпасы вывозили из Турции морским путем или «абхазским». Морем из Турции до Сухума и дальше на вертолетах до места назначения. Либо по маршруту Стамбул–Нахичевань. В распространении турецких идей стали активно участвовать различные турецкие фирмы на территории России, прежде всего строительные, выполнявшие функции прикрытия для турецких разведчиков. Например, сотрудницы МИДа работали в фирмах «Энка» и «Дильса». Турецкая националистическая секта «Нурджулар» создала в России целую сеть различных организаций широкого спектра действия. В 2003 году деятельность одной из фирм («Серхат»), которая заведовала рядом башкирско-турецких лицеев, была прекращена, депортированы ряд турецких граждан, пропагандирующих экстремистские учения.
На территории Турции действовали базы подготовки боевиков. Известно несколько таких учебных центров в Измире, в пригороде Стамбула, под Анкарой, около Трабзона. Первая группа чеченцев направилась в Турцию в марте 90 года и состояла из 50 человек, которые потом сыграли огромную роль в ходе чеченской кампании. В активной поддержке сепаратистского движения против России принимала участие также связанная с Турцией Конфедерация народов Кавказа, основной целью которой являлся выход Северного Кавказа из состава РФ. Но личные амбиции и глубокие противоречия среди лидеров этой организации не только в области политики, но и по территориальным проблемам помешали реализации подобных планов. Северокавказская диаспора также принимала участие в этих делах, и если сейчас огласить весь список разведчиков, которые работали с плацдармом в Турции, то я не знаю там ни одного крымского татарина, ни одного черкеса. Это о многом говорит, особенно когда мы слышим, что «черкесы поднимаются против России». Среди разоблаченных деятелей есть даже курды, которых мы сегодня любим, но нет крымских татар и практически никого из северокавказских народов. Я не буду перечислять все эти фамилии. Мы знаем, что черкесская диаспора очень большая, она существует в Турции, Иордании, Сирии, Ливии, Израиле, США. Если бы они захотели, то могли бы сделать против России очень многое, но не сделали. Я знаю многих людей, которые просто отказались от этой деятельности, открыто заявив в финансировавших их фондах, что подрывной деятельностью они заниматься не будут.