ФОТО: Есаулова О.Т., Булатов А.О., Хизриева Г.А.
Разъяснение начальника управления по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) БУЛАТОВА Абдулгамида Османовича на круглом столе «Евреи, крымчаки, караимы среди народов Крыма. Социокультурное наследие» 22.12.2015 в Москве, юридических аспектов признания коренным народом.
Вопрос о признании коренным народом и включении в единый перечень регулируется двумя правовыми актами: федеральным законом № 82 от 30 апреля 1999 года «О гарантиях прав коренных и малочисленных народов РФ» и постановлением правительства от 24 марта 2000 года № 255, которое утвердило единый перечень коренных малочисленных народов РФ.
В соответствии с поручением заместителя председателя пр-ва Российской Федерации Дмитрия Козака от 17 июля 2014 года федеральные органы исполнительной власти рассмотрели вопрос о включении караимов и крымчаков в единый перечень коренных малочисленных народов РФ в связи с обращением Госсовета республики Крым. 22 октября 2014 года. Министерство культуры РФ провело совещание с участием представителей Управления внутренней политики Администрации президента РФ, Минэкономразвития, Минрегиона, который тогда существовал, Института этнологии и антропологии РАН, и Института российской истории РАН для выработки согласованной позиции по вопросу включения караимов и крымчаков в единый перечень коренных малочисленных народов РФ. Было признано целесообразным внесение изменений в федеральный закон № 82 в части предоставления Республике Крым права определения количественных и иных особенностей коренных малочисленных народов Республики Крым.
Аналогичная норма содержится в указанном законе в отношении коренных и малочисленных народов республики Дагестан. Это предложение было поддержано правительством РФ и Министерством культуры РФ, был разработан проект федерального закона о внесении изменений в статью 1 федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», полагающий наделение Республики Крым правом самостоятельно определять количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливать перечень этих народов с последующим включением их в единый перечень коренных малочисленных народов РФ. Проект данного федерального закона был согласован всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Но был возвращен правительству на доработку в связи с замечаниями Государственного правового управления Президента РФ.
Государственным правовым управлением указывается на отсутствие объективных данных, о сохранении у народов традиционно проживающих на территории Крыма традиционного образа жизни как исторически сложившегося способа жизнеобеспечения малочисленных народов. А также на то, что значение отнесения широкого перечня народов республики Дагестан не соответствующих общим требованиям федерального закона коренным малочисленным народам со временем нивелировалось. В этой связи федеральным органом исполнительной власти совместно с научным сообществом было рекомендовано повторно проработать вопрос о включении караимов – крымчаков в реестр малых народов РФ, что в настоящее время и происходит.
Позиция некоторых ведомств наиболее четко выражена. Минэкономразвития РФ, Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ полагают необходимым дополнительно обосновать соответствие караимов и крымчаков требованиям 82 федерального закона. В частности, в отношении подтверждения ведения ими традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. По мнению Института этнологии и антропологии РАН на статус иных малочисленных народов в Крыму, помимо караимов и крымчаков, могут претендовать так же крымские армяне, греки, евреи и немцы, исторически проживающие на территории Крымского полуострова. Принимая во внимание сложности переходного периода в связи со сменой государственной юрисдикции, ИЭА РАН полагает, что само обсуждение в Крыму темы коренного народа и тем более учреждения соответствующего статуса коренного народа только для некоторых групп населения, может привести к ухудшению общественно-политической обстановки и межэтнических отношений. Из всего сказанного выше видно, что вопрос требует дополнительной проработки. В настоящее время Федеральное агентство по делам национальностей России продолжает рассмотрение данного вопроса совместно с госсоветом и советом министров республики Крым.
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом».