22 декабря в 11.00 в Москве в «Президент-отеле» состоялся круглый стол «Евреи, крымчаки, караимы среди народов Крыма. Социокультурное наследие». Мероприятие провел «Фонд поддержки еврейской культуры, традиций, образования и науки» при поддержке «Национального благотворительного фонда».
Модератор круглого стола, председатель правления «Фонда поддержки еврейской культуры, традиций, образования и науки» Михаил Чернов рассказал о планах еврейского фонда на первое полугодие 2016 года.
В феврале марте в рамках проекта «Народы Крыма. Взаимопроникновение культур сквозь века», фонд организует экспедицию по еврейским, крымчакским и караимским местам Крыма. Планируется посещение неформальной столицы караимов Чуфут-кале и караимской кенасы (культового здания), Белогорска (неформальной столицы крымчаков), возложение цветов на месте убийства крымчаков гитлеровцами, посещение первых еврейских центров в Крыму, дома где жил георгиевский кавалер и впоследствии один из родоначальников будущей израильской армии Иосиф Трумпельдор, посещение месторасположения бывших советских еврейских колхозов (колоний) в Крыму, действовавших в 20-х-30-х годы ХХ века. Кроме того планируется визит в Севастополь с посещением мемориалов воинской славы, встреча с городской еврейской общиной. Совместно с представителями русских, крымскотатарских, немецких, армянских, осетинских и украинских общественных организаций планируется возложение цветов к памятнику евреям Ялты, убитым немцами и коллаборантами, а также возложение цветов на месте массового убийства евреев немцами во время Великой отечественной войны — под Симферополем (10-й км Феодосийского шоссе, с участием представителей национальных общин Крыма). В ходе реализации проекта планируется посетить Таврический муфтият, а также выступить с лекцией по итогам экспедиции и истории дружественных взаимоотношений еврейских общин, крымско-татарского народа и других народов в Крыму. В ходе экспедиции планируется съемка роликов, которые лягут в основу фильма об экспедиции и взаимоотношениях национальных общин Крыма и Севастополя. По итогам экспедиции, в которой примут участие российские ученые, журналисты и общественные деятели, в Симферополе пройдет конференция «Народы Крыма. Взаимопроникновение культур сквозь века».
С приветственным словом к участникам московского круглого стола обратился начальник Управления по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Абдулгамид Булатов. По его словам, Крым — особый регион, который находится в зоне особого внимания ФАДН и других федеральных органов. «У региона и проживающих в Крыму народов непростая история. Но народов с простой историей вы в нашей стране не найдете», — сказал Булатов. В то же время, по его словам «сколько Россия вобрала в себя народов, столько и сохранила. «Что касается трудных эпизодов в истории, то главное — их помнить, помнить из уважения к тем, кто это все прошел. Но эту память нельзя превращать в незаживающую историческую рану. Ее нельзя транслировать из поколения в поколение как некий не решаемый вопрос. В этом случае получится замкнутый круг, исторический тупик. Если какие-то вопросы не решались вчера, они решаются сегодня. Те вопросы, что не могут решиться полностью сегодня — будут решаться завтра. Это процесс. На мой взгляд, будущее состоит в том, чтобы совместными усилиями строить общее российское будущее. Если человек принадлежит к малым народом и искренне болеет душой за свой народ, то самое лучшее, что он может для него сделать — самореализоваться в любой области, которая доступна в современных условиях. Стать хорошим врачом, ученым, программистом, пойти на государственную или военную службу. Этим он и прославит свой народ», — заявил Абдулгамид Булатов.
Обратился к участникам круглого стола и руководитель Департамента ФЕОР по взаимодействию с Вооруженными Силами, МЧС, правоохранительными учреждениями и ветеранскими организациями РФ раввин Аарон Гуревич. Он заострил внимание на древней истории иудейских общин Крыма. По его словам, самые древние упоминания о еврейском и иудейском присутствии на территории современной России как раз связаны с артефактами Крыма и Таманского полуострова. Гуревич отметил, что крайне важно осознать, «чем Крым ХХ-XXI столетия является для России и чем Россия является для Крыма, роль полуострова в культурной системе России и временном контексте, в котором мы все живем». По его словам, еврейская жизнь в XIX-ХХ была заметна и составляла значительный срез всей крымской жизни со своими синагогами, приютами, больницами. «Необходимо поднять эти культурные пласты и не только на уровне оформления бумаг о возвращении собственности, адекватно оценив при этом потребности и возможности малых еврейских общин Крыма вне больших городов», — сказал Гуревич. При этом, он отметил особую связь Крыма и с Европой и со Святой Землей. Во второй половине XIX века известный раввин, уроженец Иерусалима Хаим Медини был раввином крымчакской общины Крыма в Карасубазаре (современный Белогорск), откуда часто ездил в Севастополь. После он вернулся в Святую Землю, жил и умер в Хевроне. «Рав Медини оставил после себя большое количество богословских трудов. Сам факт его пребывания в Крыму говорит о том, что община крымчаков считала важным пригласить раввина, значимого для всей еврейской диаспоры мира», — сказал Аарон Гуревич. По его словам, многие представители иудейской конфессии караимов проживают в настоящее впремя на территории Святой Земли. Гуревич также отметил и деятельность Иосифа Трумпельдора, который активно занимался вопросом возвращения евреев Крыма на историческую родину. Говорил представитель ФЕОР и о печальных событиях Холокоста и депортации крымских татар. Еврейский субэтнос крымчаков был уничтожен практически полностью, что стало единственным таким прецедентом в ходе гитлеровского геноцида евреев. «Концентрация на столь маленькой территории стольких культур и народов нуждается в изучении, привлечении научных сообществ», — заявил Гуревич, пожелав успехов участникам предстоящей экспедиции.
С докладом «Иудеи в крымском ханстве» выступил тюрколог, заместитель директора «Института наследия» Евгений Бахревский. По его словам, многие проблемы, связанные с иудейским наследием Крыма носят «авантюрно-детективный характер». Он отметил малую изученность вопроса, в частности имеющихся источников на тюркском языке, написанных еврейской графикой ввиду нехватки специалистов. «Подтвержденные иудейские памятники фиксируются в Крыму не позднее 2 века до н.э.: это памятники Боспорского царства. Ряд вопросов связаны с хазарским временем и иудаизацией Хазарского каганата. С самого начала писаной истории Крым был связан с Россией», — отметил Бахревский. По его словам, история караимов была фактически написана после вхождения Крыма в состав Российской Империи, при этом прослеживалась политическая задача вывести караимов из-под антииудейского законодательства Империи, что в конечном итоге и удалось. На караимов не распространялась черта оседлости, и они служили в армии в офицерских чинах.
Заведующий Отделом комплексных проблем Института Востоковедения РАН Анатолий Хазанов рассказал о караиме Иосифе Ромуальдовиче Григулевиче, выдающемся советском разведчике и ученом, человеке-легенде. По словам Хазанова, караимы могут гордиться своим соплеменником. Глава КГБ, а после генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов, говорил, что Григулевич — «вершина нашей разведывательной работы». Он был одним из организаторов неудавшегося покушения на Троцкого в Мексике, после сумел стать послом Коста-Рики в Италии и Ватикане. Участвовавшая в работе круглого стола дочь разведчика Надежда Иосифовна Григулевич также поделилась своими воспоминаниями об отце. По ее словам он был человеком мира, и при этом гордился национальностью караим в паспорте.
Профессор НИУ-ВШЭ, член Попечительского совета Фонда Юрий Плюснин рассказал о планах еврейского фонда провести пилотное исследование самоидентификации крымских караимов в 2016 году. «Мне кажется, результат исследования не будет столь определенным, как эта проблема подается в ряде публикаций в СМИ и в научных изданиях», — сказал Плюснин. По его словам, «ученые, занимающиеся исследованием крымских караимов, сталкиваются с рядом проблем». Во-первых, не до конца ясен вопрос относительно религиозной самоидентификации караимов. По словам профессора Плюснина, в конце XIX века возник вопрос о статусе исповедуемой караимами религии — караизма. «Является ли караизм, четвертой авраамической религией (помимо христианства, ислама и иудаизма), или они все же являются иудеями. Это одна из проблем, которая, оказывается, не до конца определенная», — отметил ученый
Остаются вопросы относительно этнической истории караимов. «По языку они тюрки, принадлежат к крымчакской группе», а по происхождению ряд исследователей, относит их «то к семитам, то к тюркам, то к малоазийским народам». Еще одной проблемой, которая является «совершенно неопределенной», является вопрос об истории караимского народа. В ходе исследования будут использованы методы наблюдения и качественного интервью.
Старший научный сотрудник сектора исследований межнациональных и религиозных проблем Центра гуманитарных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Галина Хизриева в своем выступлении коснулась правового положения крымчаков и караимов. По ее словам, самоидентификация народов имеет значение «не только для их самосознания, но и для правового положения». При смене государственной юрисдикции в 2014 году возникли проблемы с определением правового статуса населяющих Крымский полуостров народов. Большое количество спекуляций вокруг вопрос понятия коренные народы. По словам Абдулгамида Булатова, вопрос о предоставлении караимам и крымчакам статуса коренных народов рассматривается, однако занимающиеся вопросом ведомства до сих пор не определились. Минэкономразвития поручило рассмотреть вопрос повторно, а институт Антропологии РАН полагает, что предоставление статуса одним народам Крыма и непредоставление аналогичного статуса другим (евреям, грекам, армянам, немцам) ухудшит межнациональные отношения на полуострове.
По этому же вопросу высказался заместитель по культуре и науке Московского караимского общества Николай Качанов. По его словам, согласно последней переписи населения, караимов в Крыму насчитывается всего 525 человек. Переоформление государственной юрисдикции и статус караимов — вопрос будущего общины. Качанов призвал чиновников привлекать караимов к решению их собственной судьбы. Галина Хихриева предложила караимам обращаться к руководству ФАДН с целью создания рабочей группы по караимскому вопросу.
Представитель первой, зарегистрированной в РФ организации крымско-татарского народа «Къырым бирлиги» Мария Ослина заявила, что возвращение полуострова и народов Крыма в Россию — это воссоединение семьи, и процитировала известного просветителя Исмаила Гаспринского о том, что Россия — залог развития Крыма.
Президент общественной организации «Джавакхская диаспора» Агаси Арабян рассказал об истории армянской общины Крыма, насчитывающей более двух тысячелетий. В 1944 году крымские армяне были депортированы, однако, по его словам, в настоящее время по неофициальным данным, в Крыму проживают около 25-30 тысяч армян. В рамках содействия реабилитации армян Агаси Арабян предложил программу из пяти пунктов. Первое, «провести инвентаризацию всех объектов армянства в Крыму». Второе, «решить вопрос о восстановлению этих объектов, не допустить разрушения тех объектов, которые по тем или иным причинам в настоящее время восстановить не удается». Третье, «восстановить опись имущества утраченного армянами в результате депортации 1944 года, а также осуществить экспертизу на предмет оценки возможности возврата этих объектов потомкам собственников в рамках постановления о реабилитации». Четвертое, «взять под особый контроль памятники погибшим в Великой Отечественной войне». Пятое, «создать условия, при которых потомки депортированных могли бы вернуться в Крым, разработать меры содействия этому процессу». Арабян также поднял вопрос об армянской епархии во Львове, под церковной юрисдикцией которой остаются армяне Крыма. С приходом в родную гавань, армяне хотели бы перейти под юрисдикцию российской епархии Армянской апостольской церкви.
Главный продюсер мусульманского канала «Аль-РТВ», представитель крымско-татарской и азербайджанской диаспор Тимур Булгаков вернул обсуждение к еврейской теме. По его словам, Крым — уникальное место, где всем национальностям «было достаточно комфортно и не было антисемитизма». По его словам после депортации крымские татары жили желанием вернуться, что удалось сделать только в момент распада СССР. По его словам, пример евреев и Израиля в этом смысле был заразительным. Глава департамента этнологии и межэтнических отношений Севастопольской Академии наук Ленур Усманов призвал к созданию в Крыму этнокультурных музеев. По его словам, благоприятное проживание еврейских общин на территории полуострова стало бы проводником в экономику Крыма для крупного еврейского капитала, в том числе израильского.
В работе круглого стола приняли участие
ЧЕРНОВ Михаил Игоревич, председатель правления Фонда поддержки и развития еврейской культуры, традиций, образования и науки (модератор круглого стола)
БУЛАТОВ Абдулгамид Османович, Начальник Управления по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН). Приветственное слово.
ГУРЕВИЧ Аарон Юрьевич, руководитель Департамента ФЕОР по взаимодействию с Вооруженными Силами, МЧС, правоохранительными учреждениями и ветеранскими организациями РФ. Приветственное слово
БАХРЕВСКИЙ Евгений Вячеславович, тюрколог, заместитель директора Института наследия. «Иудеи в Крымском ханстве»
ХАЗАНОВ Анатолий Михайлович, заведующий Отделом комплексных проблем Института Востоковедения РАН. «Выдающийся караим Иосиф Ромуальдович Григулевич (Лаврецкий)»
ПЛЮСНИН Юрий Михайлович, член Попечительского совета Фонда, профессор НИУ-ВШЭ, д.с.н., заместитель заведующего Проектно-учебной лаборатории муниципального управления. «Проблема самоидентификации караимов»
ХИЗРИЕВА Галина Амировна, старший научный сотрудник сектора исследований межнациональных и религиозных проблем Центра гуманитарных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ). «Развитие гуманитарного права в России по отношению к коренным народам на примере Крыма»
АРАБЯН Агаси Манукович, президент общественной организации «Джавакхская диаспора». Тема выступления: «Армяне Крыма»
БУЛГАКОВ Тимур Лирович, главный продюсер мусульманского канала «Аль-РТВ», представитель крымско-татарской и азербайджанской диаспор
ГРИГУЛЕВИЧ Надежда Иосифовна, научный работник, этнолог, дочь советского разведчика И.Григулевича.
ЕСАУЛОВА Ольга Тимофеевна, пресс-секретарь Совета европейских раввинов (CER), Московской еврейской религиозной общины (МЕРО)
КАЧАНОВ Николай Валентинович, заместитель по культуре и науке Московского караимского обществ
КОРДОНСКИЙ Симон Гдальевич, действительный государственный советник 1 класса, Председатель Попечительского Совета Фонда, Профессор, заведующий кафедрой местного самоуправления НИУ-ВШЭ, бывший Начальник Экспертного управления АП РФ (2000—2004), Старший Референт Президента РФ (2004—2005)
КУЗНЕЦОВ Николай Алексеевич, главный редактор журнал «Мужская работа»
МИРОШНИЧЕНКО Алексей Александрович, министерство печати и информации Республики Дагестан
ОСЛИНА Мария Сергеевна, представитель крымско-татарской РОО «Къырым бирлиги»
ЧАРНЫЙ Семен, историк, журналист
ШАБАНОВ Гаяр Халилович, к.ю стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества.
ТАЛЛИ Теймураз Шалвович, член Попечительского совета Фонда, предприниматель
УСТИНОВА Марина Валерьевна, координатор.н., доцент, президент Фонда поддержки проекта «Дань памяти»
УСМАНОВ Ленур Абдулхамитович, глава департамента этнологии и межэтнических отношений Севастопольской Академии наук
ШУШКЕВИЧ Юрий, футуролог
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом».