PHOTO: An Airbus Defence and Space satellite image courtesy of Stratfor, a geopolitical intelligence and advisory firm in Austin, Texas, shows at least 16 Russian combat aircraft stationed at the Bassel al Assad air base near the Syrian town of Latakia, 20.09.2015: Stratfor: www.flickr.com.
Михаил Чернов
В понедельник 21 сентября президент России Владимир Путин принял премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Израильский премьер прибыл в российскую столицу с незапланированным рабочим визитом. По итогам встречи стороны договорились о том, что военные двух стран будут координировать свои действия в Сирии. США отказываются от обеспечения безопасности своих региональных союзников, считают эксперты, что заставляет Израиль и другие государства Ближнего Востока заботиться о своем выживании самостоятельно.
В Москву премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху прибыл в сопровождении начальника Генштаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) Гади Айзенкота, руководителя военной разведки (АМАН) Герцля Галеви и советника по национальной безопасности, бывшего главы Моссада Йоси Коэна. С российской стороны в переговорах помимо президента Владимира Путина принимал участие начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов. Переводчиком на встрече с израильской стороны выступил министр абсорбции и стратегического планирования Зеэв Элькин.
Поводом для незапланированного визита израильского премьера в компании высокопоставленных силовиков стало наращивание российского военного присутствия в Сирии. Россия перебрасывает в Сирийскую арабскую республику (САР) современные образцы военной техники. СМИ сообщают о доставке и САР танков, БТР, спецоборудования, переброске на местные аэродромы истребителей и бомбардировщиков. По данным прессы, Москва также обустраивает военную инфраструктуру в районе средиземноморских портов Латакия и Тартус, и в окрестностях Дамаска.
Непосредственно перед переговорами во время протокольного выхода к прессе Биньямин Нетаньяху прямым текстом заявил об опасениях Израиля. «Я здесь из-за сложного положения в области безопасности, которое становится всё сложнее и сложнее на наших северных границах… Иран и Сирия вооружают радикальную исламскую террористическую организацию «Хезболла» современным оружием… Параллельно с этим Иран при поддержке сирийской армии пытается создать второй террористический фронт против нас на Голанских высотах», — сказал Нетаньяху. По его словам, Израиль готов сделать всё, чтобы «сорвать переброску оружия «Хезболле», и «предотвратить открытие второго фронта террора на Голанских высотах». «В этих условиях я посчитал очень важным … разъяснить нашу позицию, и сделать всё, чтобы не было никаких недоразумений между нашими силами и вашими силами в регионе», — заявил Нетаньяху. При этом, судя по опубликованному видео, израильский премьер был напряжен и настроен на достаточно тяжелый диалог. В ответ Владимир Путин заявил, что сирийской армии и Сирии в целом «не до открытия второго фронта» — «ей спасти бы свою собственную государственность». При этом, глава государства заверил Нетаньяху, что все действия Москвы в регионе «всегда были и будут очень ответственными».
По итогам продолжавшейся около двух часов встречи, Москва и Иерусалим договорились о военной координации в регионе.Cтороны договорились о создании механизма, который предотвратит случайные взаимные поражения военных, и это очень большой шаг вперёд в практической плоскости. По всей видимости, речь идет об «общем механизме» в дополнение к уже созданному при главном штабе ВВС Израиля координационному центру для обеспечения взаимодействия с группировкой ВВС России, действующей в Сирии.
«Договоренность о том, что координация будет осуществляться на оперативном уровне – уже серьезный результат. Это означает, что Россия и Израиль – два игрока, которые друг с другом в регионе считаются, не ищут конфронтации и умеют договариваться», — считает политолог, активист правящей партии «Ликуд» Ариэль Бульштейн. По его словам, закрепление России на базах в Восточном Средиземноморье «не должно вызвать отрицательного отношения со стороны Израиля, «при условии, что он не ограничен в свободе действий». «Российские войска обеспечат определенную стабильность». «Договоренности с Москвой и конкретный механизм оперативного согласования военных ведомств двух стран – это своего рода послание через Россию Ирану, что не стоит приближаться к региону Голанских высот», — считает эксперт. Схожей позиции придерживается и бывший руководитель израильской спецслужбы «Натив» Яков Кедми. «Интерес Израиля состоит в стабилизации ситуации и отходе «Хезболлы» и иранских военных от наших границ». При этом, он дал понять, что заменить их может только сирийская армия. «Открыто мы Асада никогда не поддержим. Но на границе не должны стоять ни «Исламское государство» ни «Аль-Каида» (запрещены в России решением суда)», — считает Кедми.
По мнению экспертов, принципиально новая ситуация складывается во всем регионе. На протяжении десятилетий архитектуру безопасности на Ближнем Востоке через систему военных союзов выстраивали США. Американцы были союзниками как Израиля, так и целого ряда арабских стран, включая Египет, Саудовскую Аравию и монархии Персидского Залива. Однако в последние несколько лет, ситуация изменилась. Американцы отказали в поддержке светскому режиму президента Хосни Мубарака в Египте, фактически поддержав египетский вариант Майдана и правительство исламистов во главе с Мохаммедом Мурси. Параллельно ухудшились отношения администрации Барака Обамы с правительством Нетаньяху. Финальным аккордом региональной смены приоритетов стало соглашение по ядерной программе и снятию санкций с Ирана, что вызвало резкое недовольство Израиля и арабских стран Персидского Залива. Все эти процессы шли параллельно с интенсификацией гражданской войны в Сирии, где по данным СМИ, США поддерживали, в том числе, и исламистов. Примечательно, что на фоне роста внутрирегиональных противоречий, связанных с усилением Ирана, войной в Йемене, дестабилизацией в Турции, американская администрация приняла решения о выводе противоракетных батарей «Пэтриот» из союзных Турции и Иордании, по сути, открывая небо этих стран для авиации потенциальных противников.
«Новая ситуация связана с драматическим уменьшением участия США непосредственно в делах региона», — говорит Ариэль Бульштейн. В этих условиях, хоть и с оглядкой на Вашингтон, но государствам Ближнего Востока приходится самим наводить мосты друг с другом. В августе израильские самолеты-заправщики отрабатывали воздушную дозаправку F-16 иорданских королевских ВВС, публично обсуждается возможность координации действий с Королевством Саудовская Аравия (КСА). Причем, с представителями королевства встречался гендиректор израильского МИД Дор Гольд, а члены королевской семьи Саудовской Аравии посещали Израиль. Теперь к региональным силам, с которыми необходимо договариваться, добавилась и Россия.
Символично, что открывая встречу с премьером Израиля, президент Путин поздравил Нетаньяху с праздником Йом Кипур (дня искупления), который в этом году по еврейскому календарю приходится на вторник 22 сентября, и добавил традиционное пожелание «хорошей записи в книге жизни» в новом году. Судя по разворачивающимся на Ближнем Востоке событиям, для многих государств региона «запись в книге жизни» станет более чем актуальной, и к этому им самим придется приложить для этого немало усилий.