
Алексей Сурин
25 мая полицейский США убил при задержании 46-летнего Джорджа Флойда. Полицейский был белым, Флойд — чернокожим, и это всколыхнуло… волну антисемитизма. Что произошло, что происходит, что может произойти?В ночь на 31 мая 2020 года ряд кошерных магазинов и еврейских кафе в Лос-Анджелесе были разграблены протестующими против полицейского насилия. На стенах синагог, расположенных в еврейском районе города Фэрфакс, появились надписи: «Free Palestine» и «F*** Israel». Примерно в это же время в Ричмонде, штат Вирджиния, демонстранты разбили окно в синагоге «Бейт Ахабах». В ту же ночь в канадском Монреале была разгромлена сефардская синагога «Коль Йегуда». Вандалы разрезали талиты, тфилин побросали в унитазы, порезали свиток Торы и исписали стены антисемитскими лозунгами. Протесты, которые во многих случаях сопровождаются погромами, поджогами и грабежами магазинов, ресторанов и других заведений, начались в США (а затем продолжились и в других странах) после того, как 25 мая в Миннеаполисе, штат Миннесота, полицейский убил при задержании 46-летнего афроамериканца Джорджа Флойда, подозреваемого в попытке использовать поддельный чек на 20 долларов. Последовавшие за этим волнения напомнили, насколько острой и болезненной остается расовая проблема для американского (и в целом западного) общества. Однако почему, требуя справедливости, некоторые из участников движения Black Lives Matter (BLM) озвучивают антисемитские лозунги и ведут себя агрессивно по отношению к евреям? Как получилось, что борьба с расизмом порой оборачивается нацизмом? Какие уроки стоит извлечь из происходящего евреям, проживающим в Америке и за ее пределами? «Еврейский журнал» попытался разобраться в этих вопросах.

Фэрфакс
Лос-Анджелес, где проживают около 600 тысяч евреев, считается вторым по величине «еврейским» городом в мире после Нью-Йорка. Район Фэрфакс — центр еврейского коммьюнити в Лос-Анджелесе еще с 1920х годов. Масса евреев переехали сюда после 1945 года, что повлекло за собой появление двенадцати синагог и нескольких еврейских школ. В 1960-х годах здесь открылся Лос-Анджелесский музей Холокоста, а в 1987 году был установлен монумент в честь Рауля Валленберга, шведского дипломата, спасшего тысячи еврейских жизней во время своей службы в Будапеште. В ночь на 31 мая монумент исписали граффити. Вместе с памятником герою Холокоста в Фэрфаксе пострадали синагоги «Бейт Исраэль», «Кегила Йаков», «Тиферет Цви» и «Баба Сали». На их стенах также появились оскорбительные надписи. Три религиозные школы: школа для девочек «Бейт-Яаков», средняя школа «Бнос Девора» и академия «Ор Элиягу», подверглись подобному вандализму. Участники беспорядков пытались осквернить синагогу «Теафила Шаарей», но члены охранной организации «Маген Ан», занимающейся защитой молитвенных домов и состоящей из бывших военных, не подпустили к ней вандалов. Помимо ущерба, нанесенного синагогам, демонстранты разграбили ряд кошерных ресторанов, пекарен и магазинов, украли значительную часть товаров и повредили помещения. Среди пострадавших — кошерный магазин Ariel Glatt, пекарни Mensch Bakery и Kitchen, аптеки Syd’s Pharmacy и Kosher Vitamins, магазины одежды Go Couture и Family Fashion. Хуже всего пришлось Ariel Glatt Kosher Market: нанесенный магазину ущерб оценивается десятками тысяч долларов. Из магазина украли всю компьютерную технику, разбили бутылки с напитками и растоптали продукты. Владелец магазинов Family Fashion и The Hat Box Арье Розенфельд рассказал, что погромщики разбили окна и витрины в его торговых помещениях, повредили кондиционеры, украли деньги из кассы, платья и шляпы. Когда мужчина узнал о беспорядках, он примчался к магазину и застал людей, вытаскивающих компьютер из его магазина. Он погнался за преступниками, требуя оставить технику в покое. Грабители бросили компьютер на асфальт и сбежали. После разгрома Розенфельду пришлось вставить в пустующие проемы витрин доски. Когда работа магазина будет возобновлена, владелец не знает. «Магазин не работал почти десять недель из-за пандемии коронавируса, — рассказал он калифорнийскому изданию Jewish Journal. — Это сильно ударило по моему бюджету. Было здорово открыть его снова, неделя началась отлично, пока не случилось это». Владельцу Syd’s Pharmacy Джонатану Фридмену пришлось безучастно смотреть на разграбление своей аптеки, пока толпа громила здания, а полицейские стояли в стороне, не смея вмешиваться. «Простите, сэр, этой ночью мы не можем помочь вам», — ответили стражи порядка, когда он попросил их о помощи. Один из немногих в Фэрфаксе, чей бизнес уцелел в ночь на 31 мая, — Марк Кантер, владелец еврейского ресторанчика Canter’s Deli, который в следующем году отметит свое девяностолетие. В интервью Jewish Journal Кантер рассказал, что он и его сотрудники вывесили на витрине закусочной знак солидарности с движением Black Lives Matter. Кантер предложил как протестующим, так и полицейским брать заготовленные заранее бесплатные бутылки с водой, заказывать еду, а также пользоваться туалетами. По словам Кантера, таким образом ему удалось защитить свой ресторан от «нарушителей спокойствия», которые «смешиваются с настоящими протестующими, чтобы воспользоваться ситуацией».
Нью-Йорк
6 июня протестующий, представившийся как Айс Бернс, в прямом эфире телеканала Fox News угрожал сжечь Diamond District — Бриллиантовый район Нью-Йорка — если губернатор Эндрю Куомо и мэр Билл де Блазио не встретятся с демонстрантами. Diamond District относится к 47-й улице Манхэттена, известной своими ювелирными магазинами, чьи владельцы по большей части — ортодоксальные евреи. Нью-Йорк стал одним из многих американских городов, столкнувшихся с беспорядками во время протестов против расизма, когда демонстранты переворачивали и поджигали автомобили, громили магазины, вступали в столкновения с полицией. Однако для еврейской общины города эти события выглядели особенно страшно, так как проходили на фоне непрекращающегося в последние годы роста антисемитизма. По словам раввина Арье Кацина, журналиста, издателя и директора молодежной образовательной программы Russian American Jewish Experience (RAJE), представители еврейской общины в Нью-Йорке были шокированы беспорядками и погромами, вызванными гибелью Джорджа Флойда. «Страну захлестнула лавина негодования, ненависти и, в частности, антисемитизма, — говорит он. — За шоком последовали страх и гнев. Гнев на погромщиков и левых радикалов, которые разрушают нашу страну. Гнев на бездействие властей. Но за потрясением и гневом последовало осмысление. Некоторые из моих близких друзей сообщили мне, что собрали группу преуспевающих ребят, которые хотят переехать в Израиль. Еще недавно такое решение с их стороны было для меня немыслимым! Так что антисемиты, как и во все времена, не дают нам забыть о том, что мы евреи и наша родина Израиль». «Нужно понимать, что во время протестных акций в Нью-Йорке существовало два параллельных мира: мир ночных погромов и мир законного выражения протеста, — говорит руководитель департамента общественных связей ФЕОР и глава издательства «Книжники» Борух Горин. — В Бруклине, где живут мои родители, события развивались по второму сценарию, и это затронуло их жизнь. Так сложилось, что моему отцу, который по причине карантина два месяца не покидал дом, пришлось ехать в больницу в Манхэттен. Однако введенный из-за беспорядков комендантский час помешал ему вернуться. В итоге пришлось переночевать в госпитале». Глава «Книжников» отметил, что нью-йоркские погромы не вызвали у его родителей желание уехать. «Мои родители живут в Нью-Йорке давно и помнят время, когда город был совсем небезопасным. До того, как мэром стал Рудольф Джулиани, и без всякого комендантского часа было понятно, что после восьми вечера в метро лучше не спускаться. Так что они хорошо понимают криминальную ситуацию в городе, и последние события не стали для них чем-то новым». Горин отметил, что и антисемитские проявления так же не новы для такого сегрегированного города, как Нью-Йорк. «Случившееся стало шоком для какой-то части Америки, но вряд ли шокировало нью-йоркских ортодоксальных евреев, так как они, к сожалению, уже на протяжении нескольких лет становятся жертвами целенаправленных антисемитских выступлений, причем количество этих случаев давно побило все антирекорды». По мнению Боруха Горина, проявление крайних форм афроамериканского антисемитизма связано с тем, что еврейская ортодоксальная община разрастается и появляется в районах, которые еще недавно были преимущественно «черными». «Новых гостей в таких местах не всегда встречают дружелюбно. Достаточно вспомнить недавний случай в Монсе, где человек ворвался с мачете в дом раввина. После всего этого удивлять может лишь крайне вялое поведение полиции во время погромов, ощущение отсутствия защиты. В то же время, если вспомнить, что самыми яркими представителями Демократической партии в последние годы стали дамы с откровенно антисемитским взглядами, то становится понятно, что и эта ситуация уже была подготовлена», — отметил глава департамента общественных связей ФЕОР.