ФОТО: «Скрипач на крыше». Скульптура перед областной филармонией г. Биробиджана
Опубликовано: Научный журнал «Идеи и идеалы». 2018 года №4, Том 1
DOI:10.17212/2075-0862-2018-4.1-136-159
Юрий Плюснин
Вы можете скачать статью по ссылке:
Аннотация
В статье рассмотрены особенности заселения и освоения территории нынешней Еврейской автономной области разными этносоциальными группами; обсуждаются условия и факторы, определяющие отношения между группами. Выявлены и описаны контрастные типы отношений (противоречия) между этносоциальными группами, что определило их современную роль и значение в регионе.
Зафиксированы шесть последовательных этапов заселения территории, которое осуществлялось значительными по численности группами переселенцев, не пересекавшихся по времени вселения: казаки и староверы, строители Транссиба и работники, привлекаемые при индустриальном освоении региона, евреи и таджики, представители кавказских народов. Все группы различались по нескольким важным признакам: происхождению и предшествующей этнической истории, культурным стереотипам и хозяйственным практикам, были различны конфессионально и популяционно-демографически. Основные отношения складываются между этно-социальными группами, специализирующимися в разных хозяйственно-экономических сферах, осваивающих преимущественно разные ресурсы: коммерция, предпринимательство и промыслы (диаспоры таджиков, армян, чеченцев, дагестанцев, азербайджанцев, староверы), бюджет и административный ресурс (русские и евреи, армяне). Всё вместе обусловило особый характер отношений этносоциальных групп населения на территории области. Отношения контрастны и имеют характер противоречий. Они определяют уникальный социально-демографический статус области и позволяют оценить этносоциальный потенциал территории. Разнообразие и контраст обеспечивают общий высокий социальный потенциал местного общества, на фоне которого выделяется еврейский этнос.
Современная территория области в результате разновременных вселений столь разных народов разделена на несколько «зон влияния» этносоциальных групп и представляется «лоскутной». Область, как административное образование, по хозяйственно-экономическим практикам и относительному влиянию этносоциальных групп разделена на три части, непрочно связанные между собой. Северо-восточная часть области, Среднеамурская низменность, заселенная русскими и евреями, в наше время интенсивно осваивается также таджиками и народами других постсоветских республик. Северо-запад области, горно-таежная территория Малого Хингана, контролируется преимущественно представителями советского периода освоения и немногочисленной русской старообрядческой общиной. Юг области, территория, примыкающая к Амуру, – зона влияния пограничников, потомков казаков-первопоселенцев и нынешних военных. Здесь же велико участие азербайджанцев и китайцев. Территориальная «лоскутность» создает несколько сфер влияния разных этносоциальных групп. Предполагается конкуренция между группами, контролирующими эти части территории, за административный ресурс. Ключевые позиции здесь имеют представители еврейской группы, по разным причинам занимающие центральное место в сложившейся системе хозяйственно-экономических связей и политико-административных отношений.
Имеет место несоответствие внешних представлений о политическом, социальном и демографическом статусе и этническом потенциале области с реальной ситуацией. Влияние еврейского этнического фактора оказалось существенно большим, чем это представляется извне, исходя из оценок статистических данных о численности еврейского населения области. Влияние китайского фактора, напротив, оказалось существенно менее важным не только в социально-политическом, но и в хозяйственно-экономическом отношении. Фактор межэтнических отношений оказался весьма существенным. Не менее значим и фактор конфессиональных различий между ключевыми этносоциальными группами – несколькими русскими группами, евреями, таджиками и китайцами.
Ключевые слова: евреи, русские, казаки, таджики, «кавказцы», китайцы, Еврейская автономная область, внутренняя миграция, трансграничная миграция, хозяйственно-экономические практики, промыслы населения, межконфессиональное взаимодействие, межэтническое взаимодействие, этносоциальный потенциал.
Библиографическое описание для цитирования:
Плюснин Ю.М. Территория общественного благополучия. Взаимодействие этно-
социальных групп в Еврейской автономной области // Идеи и идеалы. – 2018. –
№ 4, т. 1. – С. 136–159. – doi: . 10.17212/2075-0862-2018-4.1-136-159