«В чем смысл этого доклада? Мы все знаем, что в странах Балтии достаточно сложное отношение к событиям Второй мировой войны. Отношение, которое вызывает критику не только со стороны общественных организаций, но и со стороны влиятельных международных организаций. Я напомню недавно принятую в очередной раз резолюцию Генассамблеи ООН о недопустимости героизации нацистских коллаборационистов и неонацизма», – начал презентацию доклада директор фонда «Историческая память» Александр Дюков.
По его словам, проблема признается, к ней привлекается внимание международных организаций. Однако нынешняя реакция недостаточна, поскольку «говорить об осуждении определенных вещей хоть и правильно, но это лишь ситуативная реакция». Всегда, как отметил Дюков, важно знать, что можно сделать с учетом международного права, чтобы подобные практики изжили себя.
Уголовные преследования нацистов и их пособников
Первая ключевая проблема, связанная с наследием Второй мировой войны в Прибалтике, – отсутствие преследования нацистских преступников.
«Можно пересчитать по нескольким пальцам случаи, когда в странах Балтии после 1991 года были осуждены нацистские преступники, совершившие преступления против человечества. При этом осуждены они были чисто формально, без отбывания заключения. Еще больше случаев связано с историями нацистских пособников, против которых пытались возбудить уголовные дела, но они пользовались поддержкой правительств, саботировавших их уголовное преследование, и ушли на тот свет так и не осужденными», – отмечает Дюков.
В Литве это, например, Александр Лилейкис, возглавлявший коллаборационистскую полицию Вильнюса и причастный к убийству многих евреев и поляков, лояльно настроенных к советской власти, рассказывает Александр Дюков:
«Его в свое время лишили американского гражданства, выслали в Литву, но литовские власти не осудили его, несмотря на активное давление, которое оказывали Минюст США и Госдеп».
Преступления, совершенные нацистами и их пособниками, подлежат универсальной международной юрисдикции. Они в соответствии с Конвенцией ООН не имеют срока давности, а виновники могут преследоваться не только властями стран, на территории которых были совершены преступления, но и другими странами.
«Есть еще один вариант – преследование российскими правоохранительными органами нацистских преступников. Был прецедент, связанный с личностей господина [Владимира] Катрюка. Господин Катрюк жил очень долго. Незадолго до его смерти СК РФ возбудил против него уголовное дело по подозрению – но это не было подозрением, это было доказано – в причастности к массовым убийствам в Хатыни и к ряду других преступлений. Это дело было заведено не в рамках международной юрисдикции, а исходя из того, что преступление было совершено на территории СССР, а Российская Федерация – государство-правопреемник».
Вопрос ответственности
По словам Александра Дюкова, современные балтийские государства говорят, что они не могут нести ответственность за то, что происходило на территории Латвии, Литвы, Эстонии во время Второй мировой войны, поскольку этих государств на тот момент не существовало.
«Есть целый ряд сюжетов, который позволяет говорить о том, что возможно присвоение преступного поведения нацистских коллаборационистов современным правительствам стран Балтии в полном соответствии с международным правом. Наиболее вопиющий пример связан с личностью человека по имени Юри Улуотс. На сайте президента Эстонии среди глав государства значится Юри Улуотс. Это официальное признание его в качестве главы государства. Признание, которое, как отмечают эстонские юристы и международники, является обязывающим. Чем он известен? Известен тем, что в феврале 1944 года призывал эстонцев с разрешения немецких и нацистских оккупационных властей вступать в легион СС. Благодаря его деятельности в различные коллаборационистские подразделения вступило более 30 тысяч человек. Если рассматривать с исторической точки зрения, мы видим деятельность коллаборациониста, действующего в частном статусе».
Однако Эстония считает Юри Улуотса своим временным президентом. То есть призыв эстонцев в легион Ваффен СС осуществлял признаваемый современным эстонским государством в качестве такового глава Эстонии, уточняет Дюков:
«Какие здесь юридические последствия? Этот сюжет должным образом не оценен с юридической точки зрения. Получается, Эстония признает, что она участвовала во Второй мировой войне в лице своего временного президента на стороне стран Оси против антигитлеровской коалиции.
Есть ряд мер, которые можно принять в отношении Эстонии».