Опубликовано: Газета «Крымское время» (г. Симферополь). 24.03.2016.
Уже два года на Западе подают Крым эдаким нервом национального вопроса в международной политике. Украина на каждом углу надрывается про «оккупированный» полуостров, где якобы процветают антисемитизм и ксенофобия. О страданиях крымско-татарского народа на родной земле стенают Чубаров с Джемилевым. Турция призывает к поддержке мусульманских радикалов. А Евросоюз, называя Крым «незаконно аннексированным», периодически всхлипывает по всем народам полуострова, «угнетаемым» Россией.
Но эти политические спекуляции не могут изменить тот факт, что многонациональная республика веками показывала всему миру пример наилучшего «культурного метаболизма» – взаимообогащения и одновременно сохранения уникальности наций и народов, в том числе малых и редких.
После возвращения полуострова в Россию Национальный благотворительный фонд специально выделил средства для исследования на тему «Народы Крыма: взаимопроникновение культур сквозь века». В рамках этого проекта за круглым столом в Симферополе собрались учёные, общественники, представители национальных общин республики, журналисты, а также организаторы мероприятия – Фонд поддержки и развития еврейской культуры, образования и науки (Москва).
ОТ САМОГО КОРНЯ
– Крым – самый многонациональный регион Российской Федерации. В период Российской империи его называли «Россия в миниатюре», намекая на многоэтничность государства. И это большое богатство, но и немалые проблемы, – так начал тему Андрей Мальгин, директор Центрального музея Тавриды.
Раввин Минобороны России Аарон Гуревич по результатам первой экспедиции по еврейским, крымчакским и караимским местам Крыма завил, что необходимо комплексно изучать эти «реликтовые и автохтонные субэтносы», а также решить вопрос их статуса коренных народов полуострова.
Михаил Кизилов, сотрудник Крымского центра этнокультурных исследований, попросил московского гостя быть корректнее в терминах. Чрезвычайно опасно, по словам историка, называть кого-то «автохтонным» и выбирать из народов древней Тавриды коренные.
– Кто, собственно говоря, в Крыму не абориген? Греки, которые здесь с VI века до нашей эры, или ромская община, проживающая в Крыму с XIV–XV веков нашей эры? А может быть, армяне, которые здесь как минимум с IX века нашей эры? Все они из старожильческих народов, – так Кизилов называет некоторые национальности полуострова.
Употребляя не те термины, в Крыму можно попасть в «крайне неприятную дискуссию», предупреждает учёный.
Кизилов рассказал о старейшей в России еврейской общине. Её разнообразие поражает: караимы, романиоты, крымчаки, субботники, ашкеназы. Уникальным явлением среди этих общин были, например, переселенцы в Крым из Палестины, говорящие на эсперанто. Потрясающие по глубине и охвату исследования Кизилова помогают понять, что не только крымско-татарский народ, сумевший ярко позиционировать свою проблематику, являет миру пример этнической травмы.
– Иудейские общины Крыма подвергались ничуть не меньшим преследованиям, и я рада, что сегодня тема этой трагедии звучит заслуженно и мощно, – заявила Галина Хизриева из Российского института стратегических исследований. – В законодательстве РФ нет понятия «коренные народы». Все народы считаются коренными, чтобы не было спекуляций на эту тему. Сколько Россия вобрала в себя народов, столько и сохранила.
ДИСТАНЦИЯ ДЛЯ ЛЮБВИ
Галина Хизриева исследовала отношение к России диаспор мусульманского вероисповедания, в частности крымских татар.
– Вы будете удивлены, если узнаете, что антироссийские силы не находят опоры в крымских татарах, выехавших в Турцию после 1917 года, – рассказывает учёный.
Речь идёт о тех, кто не принял революцию и эмигрировал в Турцию. Согласно исследованию Хизриевой, эта диаспора самая патриотичная, заинтересованная в процветании российского Крыма. В условиях сильного политического давления они сохраняют любовь к исторической родине, и это даже отражается в кинематографе. Сериал «Курт Сеит и Александра» (Турция) насыщен подробностями дореволюционного быта крымских татар, а перипетии сюжета явно свидетельствуют о ностальгии по тому, что было утрачено в отношениях между нациями в Российской империи. Конечно, здесь нужно иметь в виду, что кинолента создана людьми, не задетыми ломкой самосознания, которая произошла во время депортации.
Кроме того, по словам Хизриевой, российскому Крыму сопереживает аварская диаспора в Турции. Кстати, в списках разоблачённых разведчиков, которые работали против России на полуострове, нет ни одного аварца или крымского татарина.
САМЫМ МАЛЫМ
По проблемам крымчаков, малочисленного народа, чьё крымское происхождение бесспорно, высказалась глава общества «Кърымчахлар» Дора Пиркова.
– Крымчаки во время массового расстрела в Симферопольском рву понесли такие потери, которые народу не удалось восполнить за 70 лет. Нас по переписи 2014 года осталось чуть больше 200 человек.
Пиркова в своём выступлении сделала упор на социальный подход, считая его основным для сохранения малочисленного народа. Например, сказала она, многие семьи крымчаков по-прежнему живут в домах довоенной постройки, не имеют никакой поддержки государства, и это приближает полное исчезновение народа.
А Вячеславу Лебедеву, главе религиозной общины крымских караимов «Карайлар», прежде всего было чрезвычайно важно отмежевать караимов от евреев. Затем он заявил, что незачем отказываться от слова «коренные», раз этот термин существует в документах ООН. Из коренного происхождения должны следовать преференции. Вот кто-то из малых народов севера получил, например, государственную квоту на отлов рыбы! Малые народы севера все коренные, а в Крыму, как считает Лебедев, надо ещё посмотреть, кто чего достоин. Караимы, например, требуют для себя двух вещей: статуса «коренного малочисленного народа России» и отдельной программы восстановления численности населения.
Заметим, что за столом рядом с «маленькими» сидели «большие». Например, украинцев по последней переписи в Крыму 15%, и в марте этого года они зарегистрировали Украинскую общину Крыма. С отдельным докладом её представители не выступали, как и белорусы, которых 1%, и у них тоже есть своя община на полуострове.
А модератору мероприятия я напоследок задала вопрос:
– Так всё-таки, что полезнее для межнационального мира – взаимопроникновение культур или сохранение самобытности?
И Михаил Чернов ответил:
– Такого выбора не существует. Оба процесса естественны, они всегда были и будут. Россия, несмотря на различные нюансы исторических контекстов, всегда позволяла культурам и народам сохраняться. Чем сложнее система, тем она более устойчива к фундаментальным внешним и внутренним вызовам. А единство обеспечивается не растворением или ассимиляцией, а решением общих государственных задач и целей.
Лена ДАНИЛОВА
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом».