Опубликовано: Крымский телеграф. № 364. 28.01.2016.
Уже полтора года в караимской кенасе в Симферополе проводятся богослужения, однако само здание до сих пор не передано в собственность общины. Когда будет отремонтирован караимский храм, сколько денег планируется выделить на реставрацию и почему московские учёные собрались причислить караимов к евреям?
Симферопольская кенаса была построена в 1891–1896 годах в связи с увеличением численности караимской общины. Строилось культовое здание на средства самих караимов рядом со старым зданием кенасы. При строительстве использовались элементы мавританского, византийского и готического архитектурных стилей.
Планы есть, проектов нет
Много лет крымские караимы добивались того, чтобы здание симферопольской кенасы передали общине, но всё было безрезультатно. Казалось, что ситуация сдвинулась с мёртвой точки в 2012 году, когда руководство Крыма пообещало, что в ближайшее время этот вопрос будет решён. И община впервые за 82 года получила возможность провести богослужение по случаю праздника Кущей.
ФОТО: В одном из помещений кенасы проводятся богослужения
В 2013 году из практически аварийного здания наконец выехали радийщики — редакция радиовещания ГТРК находилась в этих помещениях ещё с 1936 года. Но процесс с передачей здания снова стали затягивать.
К этой теме вернулись уже после референдума. В июле 2014 года правительство респуб-лики передало комплекс крымским караимам в пользование.
Дмитрий Полканов, глава караимской религиозной общины «Чолпан»:
«А после вхождения общины в российское правовое поле кенаса должна быть передана нам в собственность. Это ещё не выполнено по причине того, что эти законы только-только начали работать в Крыму, так что сейчас идёт долгое юридическое оформление».
ФОТО: На реставрацию из федерального бюджета обещают выделить 115 миллионов
Как бы там ни было, процесс этот рано или поздно завершится, так что общину (да и многих горожан, беспокоящихся о внешнем облике Симферополя) в настоящее время заботит другое — когда же старинная кенаса будет приведена в порядок.
Реконструкция дома молитвы включена в ФЦП развития Крыма и Севастополя. Причём, по словам Дмитрия Полканова, выделение средств запланировано уже на текущий год. Согласно постановлению Совета министров № 606 от 12 октября 2015 года, на эти цели из федерального бюджета планируется выделить 115 миллионов 295 тысяч рублей.
Дмитрий Полканов:
«В прошлом году к нам приезжала группа москвичей-архитекторов, которым мы предоставили всю необходимую документацию, но ещё не приступили к проекту, потому что пока нет денег для этого».
Предположительно на первом этапе работ будет приведена в порядок фасадная часть старинного здания. Сегодня элементы декора культового здания просто отваливаются и падают в специально развешанные ловушки, чтобы красивая балясина ненароком кого-нибудь не убила. Таким образом, сейчас периметр всего здания «украшают» металлические сетки, в которых валяется всякий хлам.
Впрочем, с тех пор как здание было передано общине, караимы тоже не сидели сложа руки. За этот период они успели поменять коммуникации, пришедшие в негодность, подлатали кровлю. Но это лишь минимальные условия, которые позволяют караимам хоть в какой-то степени пользоваться зданием.
Согласно последней переписи населения в 2014 году, в Крыму (включая Севастополь) насчитывается 535 караимов. Однако сами караимы считают, что это число несколько занижено. Всего же в мире проживает около двух тысяч караимов. При этом самой большой общиной считается симферопольская — в крымской столице живёт около 300 представителей этого народа.
Что будет?
Переступая порог старинной кенасы, надеешься попасть в удивительное культовое сооружение вымирающего крымского народа. Но некогда единое храмовое пространство в советское время было поделено на этажи и убогие клетушки, где долгие годы ютились сотрудники радиоредакции. Об этом напоминают обветшалые таблички на ободранных дверях кабинетиков: «дикторы», «звукорежиссёры», «аппаратная монтажа».
ФОТО: Более 70 лет в кенасе работали радийщики
Смотритель кенасы Александр проводит нас в небольшое помещение — единственное отремонтированное, к слову. С одной стороны комнаты в несколько рядов стоят стулья, с другой — скромный алтарь, на стенах перечисление десяти заповедей, на полу ковры. Каждую субботу газзаны (священнослужители) проводят здесь службу для членов общины.
Караимы лелеют планы не только реконструировать кенасу, но и создать здесь полноценный культурный центр, который будет включать в себя музей быта и культуры, а также воскресную школу по изучению языка и библиотеку. Учебный класс в кенасе, кстати, уже подготовлен, но пока не удалось приобрести мебель — всё это требует финансовых вложений. Тем не менее в общине рассчитывают, что курсы языка всё же стартуют весной этого года.
Дмитрий Полканов:
«Мы хотим сделать не просто воскресную школу, но и рассказывать детворе про культуру, историю караимов. Да и не только детворе! Кстати, выкормили-воспитали в нашем коллективе замечательную девушку, она кандидат наук, специалист по караимскому языку, она и будет вести для детей школу».
По словам главы религиозной общины, в Крыму буквально одна-две семьи общаются между собой на караимском языке, поэтому его сохранение — это вопрос первостепенной важности.
В настоящее время обучение языку проходит в симферопольской вечерней школе № 7, которая в начале XX века была построена на средства самих караимов.
Татьяна Шайтанова, председатель Крымского союза караимов:
«Это здание передали нам в бессрочную аренду. Но перед Новым годом в школу приехала комиссия, после чего из Министерства образования Крыма пришло письмо, чтобы мы освободили помещение в кратчайшие сроки! Получается, караимов просто выкидывают на улицу!»
В письме из Минобраза отмечается, что помещения школы используются не по целевому назначению. Никто и не отрицает, что здесь проводятся культурные мероприятия. При этом караимы недоумевают — а где им ещё собираться? Других помещений у общины нет. После того как обратились с жалобой к руководству Крыма, караимам позволили остаться в школе, но кто знает, не всплывёт ли этот вопрос снова через какое-то время?
ФОТО: Караимы с «боем» вернулись на Чуфут-Кале
Кале вернули караимам
В прошлом году караимская община впервые за несколько лет смогла провести летний лагерь на территории Чуфут-Кале (или Джуфт-Кале, как называют его сами караимы). Напомним, что в 2012 году разгорелся скандал между караимской общиной и новым руководством Бахчисарайского музея-заповедника («Их мало, но они хотят сохранить свой этнос», № 186 от 22 июня 2012 года), которое стало препятствовать проведению трудового лагеря караимов. До этого же караимские встречи на плато проходили в течение пятнадцати лет. В свою очередь директор музея (теперь уже бывший) Валерий Науменко уверял, что просто пытается уберечь историко-культурный комплекс. Тема получила продолжение в следующем году («Чуфут-Кале: война продолжается», № 245 от 23 августа 2013 года). К тому времени представители сообщества уже напрямую обратились в Киев для разрешения конфликта, но возобновить традиционные встречи на территории древнего караимского города удалось лишь в 2015 году.
При этом нужно понимать, что подобные встречи представителей общины носят не только символический характер.
Дмитрий Полканов:
«Основная нагрузка этого мероприятия — перезнакомить молодёжь. Ну где ещё юноше из Ялты познакомиться с караимкой? Вот приезжает девочка из Одессы или Санкт-Петербурга. Была такая возможность».
Как правило, на летние лагеря приезжали представители общин из других городов и стран. В общем, набиралось до двухсот человек, что при общей численности караимов (две тысячи во всём мире) можно считать неплохим показателем.
Помимо этого, на плато караимы традиционно отмечают и народные праздники.
Право на признание
В соответствии со статёй 69 Конституции РФ и Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации (принят в 1999 году) в России установлены правовые основы для социально-экономического и культурного развития коренных народов. Теоретически караимы также должны подпадать под действие этого закона, но для начала их статус должен быть закреплён юридически. И вот с этим как раз начались проволочки.
Ещё в марте 2014 года крымскому спикеру Владимиру Константинову от общины было отправлено письмо, в котором председательствующий на тот момент в религиозной общине Вячеслав Лебедев и председатель Крымского союза караимов Татьяна Шайтанова просили парламент внести представление в Правительство РФ о включении караимов в Единый перечень коренных малочисленных народов России. Действительно, Госсовет РК в июле 2014 года принял соответствующее постановление и представление было направлено в Москву.
Интересно, что в этом вопросе директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков выступил против включения караимов (равно как и крымчаков) в вышеуказанный список. Учёный объясняет это тем, что одним из условий подобного решения является ведение народом традиционного образа жизни. Однако при этом он рекомендовал предоставить местной власти возможность решить этот вопрос самостоятельно. Вряд ли только из-за позиции учёного, но этот вопрос так и застопорился.
Но особое возмущение у караимов вызвал круглый стол, который состоялся в Москве прошлой осенью. В рамках мероприятия отдельными учёными активно продвигалось мнение, что караимов и крымчаков нужно, грубо говоря, причислить к евреям.
Татьяна Шайтанова:
«Это просто возмутительно! Всю свою жизнь караимский народ доказывал, что мы не евреи. Мы — отдельная национальность, коренной народ. И у нас нет другой родины, кроме Крыма. Я не знаю, для чего это делается, но люди очень взволнованы этим вопросом».
Караимы поясняют, что добиваются признания их коренными не ради каких-то особых преференций.
Дмитрий Полканов:
«Единственное, что нам этот статус даст, — мы были бы уравнены в правах со всеми остальными. Возьмите любой народ в Крыму — эстонцы, например. И мы понимаем, что на территории Эстонии действуют эстонские школы. А караимских школ нет, потому что у нас нет своей „Караимии“. У нас нет метрополии, где мы могли бы просить о помощи, некуда обращаться».
При этом становится очевидно, что если руководство Крыма не поможет в этом вопросе, то дело не сдвинется с мёртвой точки.
Официально
Светлана Иванова, пресс-секретарь Министерства имущественных и земельных отношений Крыма:
«Религиозная организация «Симферопольская караимская религиозная община «Чолпан» с заявлением о передаче в собственность имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Республики Крым, в адрес Министерства имущественных и земельных отношений не обращалась.
Передача религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности Республики Крым, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», а также постановлением Совета министров Республики Крым от 11 ноября 2014 года № 437 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Республики Крым».
Евгения КОРОЛЁВА
Фото архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 364 от 28 января 2016 года
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом».