Председатель правления Фонда поддержки и развития еврейской культуры, традиций, образования науки Михаил Чернов принял участие в сессии стратегического сценирования «Система мер, обеспечивающих формирование российской идентичности».
Мероприятие состоялось во исполнение поручения президента РФ Владимира Путина от 12 декабря 2014 года: «Администрации Президента Российской Федерации совместно с Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию»»: (б) подготовить предложения о мерах по формированию российской гражданской идентичности, а также по поддержке проектов, направленных на социализацию детей и подростков».
Сессия проводилась под эгидой рабочей группы ЦШ ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» под методическим руководством директора Института опережающих исследований им. Шифферса Юрия Громыко.
В ходе панельной дискуссии председатель правления еврейского фонда Михаил Чернов выступил с рядом предложений, связанных с совершенствованием государственной работы в сфере образования и формирования гражданской идентичности, среди которых:
— системная работа с религиозным образованием, в том числе, еврейским. Создание высшего учебного заведения по образцу американского Yeshiva University с реализацией российского государственного стандарта по специальности «Теология» с возможностью получения диплома высшего религиозного образования.
— быстрое преодоление деградации среднего физико-математического образования через реализацию проекта «Русско-еврейский физико-математический лицей». В Израиле был реализован успешный проект по созданию качественного физико-математического образования в начале 90-х годов практически с нуля, который успешно действует и развивается до сих пор. Прибывшие репатрианты из СССР остались недовольны качеством местного школьного образования и решили опереться на опыт и советские методики, усовершенствовав и адаптировав их под современные требования. В результате в короткие сроки была создана всеизраильская система физико-математических школ «Мофет». В настоящее время это многоступенчатая разветвленная образовательная система, включающая в себя неформальное образование в рамках вечерних школ, формальное образование – специальные классы при муниципальных школах, начальные школы с углубленным изучением физики, математики и английского языка, подготовка старших школьников к экзаменам на аттестат.
В РФ можно в короткие сроки в крупных городах и перспективных научных центрах создать аналогичную систему по израильскому образцу с привлечением специалистов из Израиля. Провести своего рода реэкспорт советской физматшколы.
— необходимо учесть, что российская гражданская идентичность шире собственно границ Российской Федерации, что необходимо учитывать при формировании концепции как идентичности так и образования.