Beinenson.news. Крымские евреи и не только. «Белые пятна» национального вопросаОпубликовано: Beinenson.news. 15.07.2016.

Крым нуждается в интеграции крымских общин в обшероссийское культурное и информационное пространство. Такие выводы были сделаны по итогам проведенного Фондом поддержки и развития еврейской культуры, традиций, образования и науки 14 июля, в Москве круглого стола.

На мероприятии были подведены итоги проекта «Народы Крыма: взаимопроникновение культур скволь века», осуществленного при поддержке «Национального благотворительного фонда» (НБФ), а также обсуждены перспективы его дальнейшего развития.

Председатель правления Фонда Михаил Чернов рассказал о проекте, представил собравшимся изданные книгу и фотоальбом «Евреи, крымчаки, караимы среди народов Крыма», снятые в Крыму видеоролики, а также поделился впечатлениями от посещения еврейских общин полуострова.

В книгу вошли обзорные материалы по итогам круглых столов в Москве (24.12.2015) и в Симферополе (10.03.2016), а также основные выступления представителей федеральных органов власти, религиозных и национальных общин, экспертов.

Особое место в сборнике занимает обстоятельное исследование, посвященное истории евреев Крыма с древнейших времен до наших дней, написанное известным гебраистом, доктором исторических наук, старшим научным сотрудником Крымского центра этнокультурных исследований Михаилом Кизиловым.

Прилагаемый к сборнику статей фотоальбом представляет собой своеобразный визуальный отчет о деятельности Фонда, в состав которого вошли материалы экспедиции и фотографии, предоставленные еврейскими общинами Крыма, а также материалы с мероприятий Фонда в Москве и Симферополе.

Фотоальбом отразил жизнь, повседневную деятельность и активность малых народов полуострова.

«В последние четверть века евреям Крыма пришлось очень непросто. После распада СССР на полуострове перестало существовать наукоемкое производство (включая машиностроение и приборостроение), в котором была занята большая часть еврейского населения Крыма. Немалая часть евреев выехала на постоянное место жительства за рубеж.
Однако наряду с этими обстоятельствами, появились и некоторые положительные тенденции. В частности, на полуострове стала возрождаться духовная жизнь еврейских общин, которой в советское время практически не было. Из-за деградации основных производств и общего обнищания, главным средоточием общественной активности евреев в Крыму стала деятельность зарубежных благотворительных организаций. В частности, свою активность развернула американская благотворительная организация «Джойнт», образовавшая сеть благотворительных организаций-хеседов в Крыму.

Организации оказывали и продолжают оказывать помощь продовольствием и иную материальную помощь. Также вокруг хеседов сосредоточилась общинная жизнь: проводятся культурные мероприятия, детские лагеря, организованы курсы иврита. В ряде городов хеседы по-сути сливаются с зарегистрированными религиозными общинами», — сказал Михаил Чернов.

По словам руководителя Фонда, Крым стал единственной территорией на постсоветском пространстве, где в качестве основного течения в иудаизме утвердилось реформистское или «прогрессистское» течение. После воссоединения Крыма с Россией их деятельность сократилась. Причина в том, что основные каналы финансирования «прогрессистских» общин находятся в Великобритании, руководство которого не признало вхождения полуострова в состав Российской Федерации.

Наиболее тесные контакты с Лондоном сохраняет керченская община. Однако одновременно идет объективный процесс перехода еврейских общин Крыма под юрисдикцию Федерации еврейских общин России (ФЕОР).

Глава департамента ФЕОР по связям с ВС, МЧС и правоохранительными органами, главный военный раввин России Аарон Гуревич заявил, что «федерация еврейских общин России (ФЕОР) предпринимает шаги, направленные на объединение еврейских общин полуострова и исключения негативных моментов, связанных с правовым нигилизмом, который встречался ранее при прежней власти».

По словам Гуревича, ФЕОР стремится к тому, чтобы все общины соответствовали российскими правовым стандартам в том, что касается религиозной деятельности».

«В том числе, речь идет о предотвращении деятельности, направленной на раскол религиозных общин, в том числе инспирированной извне», — пояснил Гуревич, один из участников мероприятий Фонда в Крыму. По его словам, реформистские прогрессивистские практики не прижились в России и на постсоветском пространстве.

«По сути, мы изучили современное состояние еврейской (ашкеназской), крымчакской и караимской общин Крыма. К сожалению, некоторые народы, например, крымчаки, которых осталось 200 человек, уже уходят. Практически утрачены язык, традиции, самобытность. Ситуация с караимами чуть получше – сохранились общины в Литве, религиозные караимские общины в Израиле, где они живут полной жизнью», — заявил Гуревич.

Старший научный сотрудник сектора исследований межнациональных и религиозных проблем Центра гуманитарных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Галина Хизриева считает, что «нельзя ставить крест на народе, от которого даже 200 человек осталось.

«Если эти 200 человек способны хоть как-то функционировать, поддерживать свое культурное существование культурное, то этому обязательно нужно способствовать. В России немало народов и с меньшим количеством представителей. В мире есть народы, которые сумели возродить свои языки, культуры и существовать даже в «островном» состоянии»», — уверена Хизриева.

По ее мнению в деле сохранения народов может быть востребован в том числе и опыт Республики Дагестан.

Участники круглого стола отметили и просветительскую роль проекта «Народы Крыма: взаимопроникновение культур сквозь века». «Для меня результат экспедиции был удивительный и неожиданный, потому что подавляющее большинство россиян не имеет никакого понятия о том, что из себя представляет Крым с точки зрения этнического пространства и того многообразия культур, традиций, исторический событий, которые там происходили, остались за гранью понимания, сознания, образования и т.д.

У большинства населения нашей страны Крым всегда представлялся некой зоной на карте, куда можно хорошо съездить отдохнуть, покупаться, получить заряд здоровья. А что касается жизни Крыма и крымчан, которые там проживают, представлялось некоей однообразной массой и это ужасно.

Потому что каждая точка на нашей планете, а в нашей стране тем более, представляет собой уникальное явление и для нашей многонациональной, многоконфессиональной, огромной по территории чрезвычайно важно понимать, что мы представляем собой единое пространство – и культурное, и идеологическое.

Очень важно, чтобы такого рода исследования был доступны для большого количества людей, т.к. нет единой идеологии – нет единого государства. Особенно для молодежи, которая считает себя людьми мира и им все равно, кто, что, как, зачем, почему, забывая о том, что тот уникальный опыт, который был наработан, в частности, в крымском сообществе, где проживало и проживает огромное количество людей разных культур и разных происхождений – это уникальное явление смешения культур для такого небольшого анклава», — заявил президент Фонда поддержки и развития еврейской культуры, традиций, образования и науки Аркадий Хаскельберг.

По словам Аарона Гуревича, местные еврейские общины, в частности евпаторийская, понимают, что несут и важную просветительскую миссию. «Руководство и актив общины понимают значение такой работы. Евпаторийская синагога входит в один из четырех объектов комплекса Малого Иерусалима. Существует даже сайт в интернете, через который мэрия города через туроператора продает единый билет по которому можно посетить как мечеть, так и караимскую кенасу, синагогу и православный храм.

Община понимает, что людям, приезжающим со всех уголков страны, интересно услышать о синагоге нечто большее, нежели они слышали от своих соседей в Нижнем Тагиле», — говорит Гуревич.

По словам Гуревича, Крым имеет большой потенциал для развития паломнического туризма для евреев. «Не только как рекреационный ресурс Крым интересен, но и для паломничества христиан, мусульман, а также и у евреев есть места, которые можно рассматривать как паломнические», — сказал Гуревич. На территории Крыма проживали во II веке первые иудейские общины России, а также в XIX-XX веках — знаменитые раввины, места памяти которых также будет интересно посетить евреям, считает Гуревич.

По его словам, особо привлекательны для иудеев могут быть поездки в Карасубазар, переименованный в Белогорск, а также в Севастополь. Он отметил, что для развития этого направления, как паломнического, требуется развитие инфраструктуры. «Так же я думаю, что фотоальбомы, и те материалы, которые являются результатами работы этнографической экспедиции, все это даст достаточно оснований и для Федерального агентства по туризму, и для других организаций, в том числе еврейских, больше внимания отдавать иудейским, и в том числе караимским, памятникам, которые являются привлекательными для посещения», — сказал Гуревич.

Тюрколог, заместитель директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева Евгений Бахревский в своем выступлении отметил проблему, которую он условно обозначил как «крымское сектанство».

С одной стороны, оставшиеся евреи полуострова принципиально отказываются от алии, то есть репатриации в Израиль. С другой, такая позиция, связанная с замкнутостью на внутрикрымские проблемы, неизбежно приводит к определенным искажениям получаемой ими информации.

Например, такой сложный регион как Кавказ, воспринимается евреями Крыма во многом предвзято, а само существование здесь еврейских общин воспринимается как открытие, хотя местное иудейство представляет собой по сути единую цивилизацию с евреями полуострова.

По мнению Галины Хизриевой, на сохранение традиций гораздо большее влияние, чем археология и этнография, оказывает геополитика. Киев долгое время делал все возможное для того, чтобы обеспечить культурный разрыв Крыма и России. Однако даже в столь сложных условиях ряд общин находил возможности для развития. Например, немецкая община полуострова, несмотря на разрыв связей с Германией, продолжает развиваться. Хизриева предложила экспертам обратить внимание на опыт еврейской общины Дербента и ту адаптационную политику, которую проводит руководство Республики Дагестан с целью сохранения культур малочисленных народов. По ее мнению, с целью включения народов Крыма в российское социокультурное пространство необходимо создать сайт, на котором уделялось бы особое внимание экспертной дипломатии и освещению наиболее актуальных вопросов, среди которых отношения народов Крыма и Турции, связи общин полуострова и Северного Кавказа.

Хизриева подчеркнула, что для населения Крыма уважение к своему этносу, традиции и национальности всегда имело важное значение. Именно поэтому, когда радикальные течения в исламе стали бороться за привлечение здесь адептов в свои ряды, ваххабизм так и не смог закрепиться на полуострове. Вместо него значительное влияние получили «ихваны» («Братья-мусульмане») и члены «Хизб-ут-Тахрир», которые действуют более тонко, но проблему для мусульманской уммы представляют не меньшую.

Представитель крымско-татарской региональной общественной организации «Къырым бирлиги» Мария Ослина заметила, что вся национальная политика, которую проводило руководство Украины в отношении Крыма, была направлена на унификацию народов и этносов этого региона. Ситуация изменилась только после воссоединения Крыма с Россией. «Вхождение Крыма в состав России – это залог нашего дальнейшего развития, — сказала она. — Полуостров и материк всегда умели жить по-соседски, сохраняя взаимное уважение друг к другу».

По мнению эксперта Фонда стратегической культуры (Фонд СК) Андрея Арешева, объединение еврейских общин полуострова и материка – очень сложный процесс, который вряд ли может быть навязан административными методами. Скорее, инициатива должна идти снизу.

Президент Фонда поддержки еврейской культуры, традиций, образования и науки Аркадий Хаскельберг поделился своими выводами о результатах прошедшей научной экспедиции. По его словам, они оказались удивительными и неожиданными.

«Подавляющее большинство рядовых граждан почти не имеет представления об этнической карте и истории полуострова, — заметил он. – До сих пор бытует представление о том, что Крым – прежде всего место отдыха и курортов. Это, конечно, печально. Каждая территория на Земле представляет собой уникальное явление и одновременно единое пространство, объединенное культурно и идеологически. Поэтому важно, чтобы подобные исторические исследования были доступны широкому кругу людей». Хаскельберг считает, что вокруг современного положения Крыма нагромождено много домыслов и лжи. Например, муссируются отношения крымских татар с Турцией. Исходя из корыстных или идейных побуждений, ряд СМИ становятся источником агрессии. Примером может служить освещение вопросов отношений крымских татар и Турции. Чтобы свести подобные примеры к минимуму, необходимо проводить грамотную и взвешенную информационную политику.

По словам Хаскельберга, развитие современных технологий делает все более интенсивным процесс изменения нашего пространства, к которому люди не готовы. Нужно учиться жить в стремительно меняющемся мире и уметь дать оперативный и адекватный ответ на возникшие вызовы. Такая работа совершенно немыслима без взаимодействия представителей различных традиционных для Крыма конфессий.

Президент Фонда поддержки проекта «Дань памяти» имени Мусы Джалиля Гаяр Шабанов заявил, что еврейская тематика исследований Фонда должна рассматриваться в контексте отношений с другими национальностями. «Межнациональные проблемы нельзя решить единомоментной акцией, она требует ежедневной и ежечасной работы», — подчеркнул он.
В своей деятельности Фонд поддержки и развития еврейской культуры пользуется поддержкой и армянских общественных организаций.

Президент общественной организации «Джавахкская диаспора России» Агаси Арабян рассказал об открытии в крымском селе Абрикосово (бывшее Айкашен) потомками армянских семей, депортированных в 1944 году из Крыма на Урал, мемориала, посвященного жителям села, ушедшим на фронт. По данным, которые приводит Российско-армянский центр стратегических и общественных инициатив, на войну из села ушло 70 человек. Половина из них погибла. Благодаря деятельности поисковых организаций, удалось установить имена 59 фронтовиков. В настоящее время работа продолжается.

Подводя итоги состоявшемуся обсуждению, председатель правления Фонда Михаил Чернов заметил, что долгое время в конфессиональной политике в Крыму процветала атмосфера правового нигилизма. Сейчас, на наших глазах ситуация меняется в лучшую сторону. Чернов уточнил, что исследовательская группа Фонда посетила почти все еврейские общины Крыма. «Везде, где мы побывали, существует запрос на единство и объединение общественных усилий. Поэтому у нас возникла идея создания общекрымского еврейского портала, который мог бы рассказывать о текущем положении иудейских, караимских, крымчакских общин и обеспечивал их интеграцию в российское культурное и религиозное пространство», — сообщил директор Фонда. Правда, этот замысел пока находится на стадии экспертного обсуждения, и говорить о конкретной дате запуска портала еще рано. Но мы сделаем все возможное, чтобы он был воплощен в жизнь…

Выступление Анастасии Гридчиной.  заместителя руководителя РОО Украинской Общины Крыма на предыдущем круглом столе «Народы Крыма: взаимопроникновение культур сквозь века». 10 марта 2016 года, КРЫМ, г. Симферополь, Центральный музей Тавриды.

Материал предоставлен Фондом поддержки и развития еврейской культуры, традиций, образования и науки