Кто такие «еврейцы», или опыт культурного синтеза на АмуреФОТО: Монумент в форме меноры на привокзальной площади в г. Биробиджане

Опубликовано: Научный журнал «Идеи и идеалы»2018 года №4, Том 1

DOI:10.17212/2075-0862-2018-4.1-172-190

Бляхер Л.Е.

Вы можете скачать статью по ссылке:

Бляхер Л.Е. Кто такие «еврейцы», или опыт культурного синтеза на Амуре // Идеи и идеалы. – 2018. – №4. – Т.1. – С. 172‐190.

Аннотация

Статья посвящена анализу культурного синтеза, возникшего в Еврейской автономной области. В качестве культур – участников этого синтеза – выступают культуры приамурского крестьянства и еврейских переселенцев 20-х – 30-х гг. XX века. Первая формируется в последние десятилетия XIX столетия в условиях массового переселения крестьянства на приамурские земли. Огромный объем льгот, относительная слабость власти на восточной окраине Российской империи привели к складыванию уникального сообщества, основанного на принципах самоорганизации и дистанцирующегося от любой власти. Но это сообщество было разрушено в ходе советизации и подавления антибольшевистских восстаний. В результате репрессий и бегства крестьян в Китай регион оказался «пустым», а в синтезе участвовал «реликт» сообщества, воспроизводящий наиболее архаические и устойчивые социальные и хозяйственные практики (установка на автаркию, взаимоподдержка, эгалитаризм, сетевые принципы взаимодействия в социальном плане и охота, рыболовство и собирательство в плане самообеспечения). Переселение евреев из бывшей «черты оседлости» для советской власти имело вполне утилитарный смысл: снижение перенаселенности в западных губерниях, заселение «пустого» Дальнего Востока. В качестве дополнительного смысла переселения «трудящихся евреев» выступала необходимость отрыва бывшего жителя «черны оседлости» от общины, основанной на религиозной общности. В результате был осуществлен проект создания новой еврейской культуры – «национальной по форме и социалистической по содержанию». При этом внутренние связи и хозяйственные практики новых переселенцев формировались под сильнейшим влиянием местного крестьянства. В результате складывается структура, где еврейская составляющая выступает формой организации коммуникации с внешним окружением, а крестьянская – способом организации хозяйства и внутренней коммуникации.

Ключевые слова: культурный синтез, хозяйственные практики, ору-
жие слабых, дистанцирование, еврейская культура, крестьянская культура.

Библиографическое описание для цитирования:

Бляхер Л.Е. Кто такие «еврейцы», или опыт культурного синтеза на Амуре // Идеи и идеалы. – 2018. – № 4, т. 1. – С. 172–190. – doi: 10.17212/2075-0862-2018-4.1-172-190.